Наука

Научная работа на кафедре посвящена изучению семьи как основы психологической безопасности ребенка.

Исследования на кафедре ведутся по следующим темам: Влияние образа родительских и прародительских фигур на психическое развитие детей (Булыгина М. В., Филиппова Е. В.), в частности, влияние отцовской депривации на формирование телесного образа Я (Филиппова Е. В., Горшкова Н. М.). Исследования игры современных детей (Филиппова Е. В.). Модели отцовского, родительского поведения при разных типах семейного взаимодействия, в ситуации развода (Будинайте Г. Л). Социокультурный аспект семейных отношений (Гаврилова Т. П.). Развитие половой идентичности (Гаврилова Т. П.). Влияние родительской семьи на представления о будущем и своей будущей семье (Филиппова Е. В.). Формирование раннего читательского развития у детей (на материале детей с нарушениями развития) (Гончарова Е. Л.). Развитие эмоциональной сферы человека; особенности развития аутичных детей (Никольская О. С.); работа с проблемными детьми методами гештальттерапии (Кедрова Н. Б.). Также ведется научно-исследовательская работа, направленная на рефлексию научных оснований процесса психотерапии с детьми и семьей, построение связей и «мостков» между психотерапией и психологией развития.

Научные публикации

  1. Антонова И. Д. Влияние холдинг терапии на родителей аутичного ребенка. Московский психотерапевтический журнал. – М.: МГППУ, № 1 2004.
  2. Антонова И. Д. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии. Дефектология.- М. 2007 №, 2.
  3. Будинайте Г. Л. Классическая системная терапия и постклассические направления (краткосрочная ориентированная на решение терапия и нарративный подход): революция, эволюция или…? Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 3, с.79-90
  4. Будинайте Г. Л. Современные стратегии воспитания глазами психотерапевта «Отечественные записки», 2004, № 3, с.76-90.
  5. Будинайте Г. Л. Теоретические основы системной семейной терапии // В кн. «Системная семейная психотерапия: классика и современность». М.:Класс, 2005 г., с.11-60
  6. Будинайте Г. Л. Ориентированная на решение кратокосрочная терапия. // В кн. «Системная семейная психотерапия:классика и современность».М.:Класс,2005 г., с. 233-270
  7. Будинайте Г. Л. Циркулярная работа с супружеской парой в ориентированной на решение краткосрочной терапии // В кн. Системная психотерапия супружеских пар. – М.: Когито-Центр, 2012. – 342 с. (Библиотека Института практической психологии и психоанализа. Вып. 5, с. 261-279
  8. Будинайте Г. Л. Основные принципы психотерапевтической работы с супружеской парой в ситуации развода // В кн. «Системная психотерапия супружеских пар». – М.: Когито-Центр, 2012. – 342 с. (Библиотека Института практической психологии и психоанализа. Вып. 5.), с. 330-341
  9. G. Budinayte. A.Varga. New Marriage Trends: The Contemporary Marriage./ Human systems. Journal of Therapy, Consaltaion and Training of EFTA. – 2013. - №3. - 1 п.л.
  10. Будинайте Г.Л., Геронимус И.А. Использование техник Ориентированной на решение краткосрочной терапии в работе на «телефоне доверия». Консультативная психология и психотерапия. 2013, № 4
  11. Булыгина М. В. Особенности коммуникации в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы // Журнал Психологическая наука и образование, № 4, 2005.
  12. Булыгина М. В., Филиппова Е. В. Об особенностях имплицитной коммуникации между матерью и ребенком с хроническим соматическим заболеванием // Ребенок в современном обществе (сборник научных статей). М., 2007.
  13. Булыгина М. В. Имплицитная коммуникация между матерью и ребенком. Особенности коммуникации в семьях детей с хроническим соматическим заболеванием. – Саарбрюккен, LAP LAMBRET Academic Publishing GmbH & Co, 2010.(монография).
  14. Булыгина М.В., Бабенко Г.И.,Горшкова Н.М., Мавлянова О.В., Плотникова Е.А.Профориентация как важный аспект преемственности между школой и Вузом в рамках психологической безопасности образовательной среды//Справочник педагога-психолога, №1 2013
  15. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам после бесланской трагедии. – Владимир: Транзит-ИКС, 2009. – 150 с.
  16. Венгер А.Л. Исторический кризис детства. // Психология и жизнь. Традиции культурно-исторической психологии и современная психология детства / Под ред. Л.А.Пергаменщика. – Минск, 2010. – С. 48-49
  17. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Дрофа, 2010. – 397 с.
  18. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. – М.: ОИРО, 2010. – 432 с.
  19. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологи¬ческая помощь детям и подросткам. – М: ВНИИгеосистем, 2011. – 172 с.
  20. Venger A., Morozova E. Cultural-historical psychotherapy. // The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology / ed. by A. Yasnitsky, R. van der Veer, M. Ferrari. – Cambridge University Press, 2014. – Pp. 403-422.
  21. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования. // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 4. – С. 77-90.
  22. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Культурно-историческая психотерапия. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, № 3, c. 1-19. // http://www.psyanima.ru/journal/
  23. Ранние этапы онтогенеза психики. // У истоков развития. Сборник научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Котляр. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – С. 33-49.
  24. Венгер А.Л., Гребенюкова А.С. Коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников // Психологический журнал Международного университета природы общества и человека «Дубна». – 2013. – № 4. – С. 1-11 / http://www.psyanima.ru/journal/2013/4/2013n4a1/2013n4a1.pdf
  25. Венгер А.Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития. // Культурно-историческая психология. – 2014. – №1. – С. 20-25.
  26. Венгер А.Л. Психологические типы детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С. 37-45.
  27. Гаврилова Т.П. Переживание гнева в научно-психологической святоотеческой литературе.// «Консультативная психология и психотерапия», 2011, №3. С. 24-46
  28. Гаврилова Т.П. Становление профессиональной идентичности христианского психотерапевта как проблема.// Консультативная психология и психотерапия 2011, №4. С. 106-129
  29. Гончарова Е. Л. Психологическая реконструкция ранних этапов читательского развития (по материалам изучения и обучения слепоглухих детей): Монография / Е.Л.Гончарова. – М.: Полиграф сервис, 2009. – 156 с.
  30. Гончарова Е.Л.Эта книжка про меня или чем могут быть полезны обычные фотографии / Е.Л Гончарова, Д.В.Дмитриева // Как воспитывать умников и умниц. Советы родителям детей младенческого и раннего возраста – Ярославль: Фонд поддержки семьи и детства «Наши дети», 2011. – с.133-171.
  31. Гончарова Е.Л. Ранние этапы развития читательской компетентности в системе понятий культурно-исторической психологии /Е.Л. Гончарова// Человек Читающий: Homo Legens – 4. Сборник статей: Памяти Николая Александровича Рубакина (1862-1946). – М.: ЛЕНАРД, 2011. –с.123-133.
  32. Гончарова Е.Л. Нарушения в формировании ядра читательской компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья: пути помощи/ Е.Л. Гончарова // Вторая Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре» (По итогам Десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»): Доклады и тезисы/под общ. ред. М.В.Белоконенко. – Москва: Канон+, 2012. – 0.3 п.л. – 300 экз. С.94-96
  33. Борисенко Н.А., Гончарова Е.Л. Вторая международная конференция по проблемам чтения и грамотности: науч. обзор /Борисенко Н.А.// Вопросы психологии. – 2012. №4 – С. 155–159. – 0,4 п.л. – 4000 экз.
  34. Гончарова Е.Л. Проблемы приобщения к чтению детей с особыми образовательными потребностями: Вторая Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре» /Гончарова Е.Л.// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. №5 – С. 3–9. – 0,5 п.л. – 4500 экз.
  35. Гончарова Е.Л. Психологическая реконструкция ранних этапов развития читательской компетентности /Е.Л. Гончарова// Актуальные проблемы психологии развития: возрастной, образовательный и семейный аспекты. К 40-летию кафедры возрастной психологии – М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, – 2012. – С.182-188. – 0,5 п.л. – 500 экз.
  36. Кедрова Н.Б. Принципы гештальт-терапии с детьми// Гештальт- терапия с детьми (Наши любимые методики), Москва, 2010г. (Учебно - методическое пособие)
  37. Кедрова Н.Б. Азбука эмоций, Феникс, 2015, 128 с.
  38. Никольская О. С. Аффективная сфера человека как система смыслов, организующих сознание и поведение. – М.: МГППУ, 2008.
  39. Никольская О.С. Специальный Федеральный государственный стандарт начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра. (макет) // Журнал «Дефектология». 2010 , № 2. С. 3-18.
  40. Никольская О.С. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. // Журнал «Дефектология», № 1 – 2010 - стр. 6-22. (1,5 п.л.)
  41. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: Содержание подхода // Дефектология. 2014, №4. С. 23 -33
  42. Никольская О.С. (в соавторстве: Баенская Е.Р., Либлинг М.М.) Аутичный ребёнок. Пути помощи. – М.: Теривинф, 2012 – 286.с(монография)
  43. Толстых Н.Н. «Социальная психология развития»/Под ред. Н.Н. Толстых. – Москва: Юрайт, 2014, с. 175-224.
  44. Филиппова Е. В. Формирование логических операций у шестилетних детей // В уч. пособии «Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии»./ Под ред. Н.В. Бурменской. – М.: Градарики, 2001.
  45. Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) // Журнал «Психологическая наука и образование», № 2, 2007.
  46. Филиппова Е. В. (в соавторстве с Плотниковой Н. Ю.). Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений // Журнал «Психологическая наука и образование», № 4, 2008.
  47. Филиппова Е. В., Пивненко Т. В. Об игре детей, не принимаемых сверстниками // Актуальные проблемы игровой культуры современного детства. Курск, 2008.
  48. Филиппова Е. В., Пивненко Т. В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении // Журнал «Психологическая наука и образование», № 3, 2010. (ЮНЕСКО)
  49. Филиппова Е. В. (в соавторстве с Муратовой Д.С.). Представление об отце и отношение к будущему у девочек-подростков, воспитывающихся в разведенных семьях // На пороге взросления (сборник научных статей). М.: МГППУ, 2011.
  50. Филиппова Е.В. (в соавт. с В.М.Карповой) Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2013, №4. С.84-96.
  51. Филиппова Е.В. (в соавт. с Н.М.Горшковой) Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, воспитывающихся без отца в различные периоды детства // Психологическая наука и образование. 2013, №3. С.66-77.
  52. Филиппова Е.В. (в соавторстве с Горшковой Н.М.). Образ тела детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях отцовской депривации в различные периоды детства/Сборник «У истоков развития», 2013, с. 181-199
  53. Филиппова Е.В. Семья как институт социализации и развития личности //Глава в учебнике «Социальная психология развития»/Под ред. Н.Н. Толстых. – М.: Юрайт, 2014, с. 175-224.
  54. Budinayte G., Varga A. New Marriage Trends: The Contemporary Marriage./ Human systems. Journal of Therapy, Consaltaion and Training of EFTA. 2013, №3. - 1 п.л.
  55. Filippova Е.V. (with M. Keller and others). Sociomoral reasoning in children and adolescents from two collectivistic cultures. (European Journal of Developmental Psycholigy), - http://dx.doi.org/10.1080/17405629.2014.989985
  56. Filippova Е.V., Pivnenko Т.V. Psychological Boundaries of “I” in the Role Play of Peer-unaccepted Children / «Psychology in Russia: State of the Art». - Yearbook of the Russian Psychological Society.Psychology in Russia, 2014, volume 7, Issue № 1. Р. 62-72

Сотрудниками кафедры подготовлена и сдан в печать в 2014 г. учебник для магистратуры «Детская и подростковая психотерапия» /Отв. редактор Е.В. Филиппова. – М.: Юрайт. (Выйдет в свет в 2015).


Контакты

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 307, 214

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00

Телефон: +7 (495) 632-92-12; +7 (495) 625-40-09

E-mail: kafedra-dsp@yandex.ru