Вероника Нисоновна Ослон

Вероника  Нисоновна Ослон

профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета "Психология образования", руководитель магистерской программы "Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних", сотрудник центра прикладных психолого-педагогических исследований

образование: высшее. Пермский государственный педагогический институт, специальность - филология

ученая степень: кандидат психологических наук

ученое звание: профессор

научные интересы:

  • психология замещающей семьи;
  • психология замещающего родительства;
  • эколого-динамический подход к подготовке и сопровождению замещающей семьи;
  • развитие личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, в различных условиях воспитания;
  • субъективное благополучие детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционального и семейного жизнеустройства.

преподаваемые дисциплины:

  • Психолого-педагогическое просвещение в образовании и социальной сфере;
  • Психолого-педагогическое консультирование в образовании и социальной сфере;
  • Современные исследования психолого-педагогической деятельности в образовании и социальной сфере;
  • Проектирование и мониторинг индивидуальных программ образования и социальной сфере;
  • Модели и технологии психолого-педагогической помощи и реабилитации кровной семьи и ребенка на разных этапах семейного неблагополучия и при восстановлении родительских прав;
  • Система, методы и технологии работы с замещающей семьей: привлечение граждан к семейному устройству, подбор семьи и ребенка, подготовка и сопровождение замещающей семьи;
  • Практикум "Разработка программы реабилитации семьи в ситуации восстановления родительских прав";
  • Практикум «Психологическое тестирование граждан (и членов их семей), выразивших желание принять ребенка на воспитание в свои семьи»;
  • Теоретические основания психолого-педагогической помощи и реабилитации детей в условиях институционального воспитания и после выпуска;
  • Реабилитация ребенка, переживающего травму сиротства;
  • Подготовка детей к семейному устройству, в т.ч. детей трудно устраиваемой категории;
  • Сопровождение постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающей семейной заботы;
  • Практикум "Разработка программы мониторинга и оценки благополучия и соблюдения прав детей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
  • Практикум «Разработка программы сопровождения социально-психологической адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающей семейной заботы».

гранты и конкурсы (перечень с 2016 г.):

  • «Изучение особенностей деятельности работников органов опеки и попечительства в отношении различных категорий несовершеннолетних с учетом их законных интересов и разработка требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, а также научного, программно-методического и кадрового обеспечения их дополнительной профессиональной подготовки» (2016) (Министерство образования и науки РФ)
  • Апробация научного, программно-методического обеспечения дополнительной профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних граждан(2017) (Министерство образования и науки РФ)
  • Методическое сопровождение мониторинга соответствия организаций для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481(2018) (Министерство просвещения РФ)
  • Субъективное благополучие приемных детей в замещающих семьях (2019-2020гг). Проект МГППУ

участие в редколлегиях научных журналов: член редколлегии электронного журнала «Психолого-педагогические исследования»

достижения и поощрения:

  • Звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
  • Медаль Г.И. Челпанова (I, II степени) за вклад в развитие психологической науки
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2010г.)
  • серебряный и золотой знак Пси

наименование направления подготовки и (или) специальности: психолог

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • Центр «Лечебная фостерская опека» тема: «Программы фостеринга для детей со специальными нуждами»
  • «Работа с родителями и маленькими детьми, имеющими нарушения привязанности, при усыновлении и фостеринге», 2007 г., 36 часов (Центр Анны Фрейд, Лондон);
  • «Психологическая и социальная поддержка семей в фостеринге», 2007, 36 часов (БААФ, Лондон)
  • «Теория Смыслов», 2015г., 26 час.(МГППУ, курс Course on Meaning by Professor ShulamithKreitler Tel-Aviv Univesity, Israel)
  • «Гендерные отношения в современном обществе: сравнительный анализ международного и российского опыта», 2017 г., 32 часа (ИДПОРСС)
  • «Технологии психосоциальной помощи подросткам в ситуации суицидального риска», 2018, 72 часа, АНО «Вектор»
  • «Проектирование и реализация учебных модулей для основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основании ФГОС ВО 3++ и профессиональных стандартов», 2019 г, 54 часа (МГППУ)
  • Университет Амстердама, Университет Мартина Лютера Халле - Виттенберг, Оксфордский университет, тема: «Обучение детей с особыми образовательными нуждами»

общий стаж работы: 42 года

стаж работы по специальности: 40 лет

Публикации с 2015 по 2019:

  1. Концепции психосоциального сопровождения замещающей семьи» //«ДИАЛОГ@ (РБ). Психологический и социально-педагогический журнал» №2 С.9-18, C, №3 С.26-33, №4 С.15-24 2015 http://irbis.brsu.by/cgibin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=S&I21DBN=PER&P21DBN=PER&S21FMT=fullwebr&S21ALL=%3C.%3EA%3D%D0%9E%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BD,%20%D0%92.%20%D0%9D.%40%3C.%3E&Z21ID=&S21SRW=dz&S21SRD=&S21STN=1&S21REF=&S21CNR=20
  2. .Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей1 семьи/ В.Н. Ослон// PSYEDU.ru. Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2015. Том 7. № 2, С. 1-12 http://psyjournals.ru/files/76974/psyedu_2015_n2_Oslon.pdf
  3. .Возможности и перспективы внедрения нового профессионального стандарта специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - № 2 (16). - 2016. - С.75-80. http://psychildhealth.ru/2016-02.html
  4. Дети-сироты в образовательном пространстве России (по результатам опроса регионов о реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и лиц из их числа и поддержки их на всех уровнях образования) Психологическая наука и образование 2016. Т. 21. No 1. C. 146–155 http://psyjournals.ru/psyedu/2016/n1/oslon.shtml
  5. Методические рекомендации «Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов» [Электронный ресурс]. URL: http://iuorao.ru/wpcontent/uploads/2017/0382-1f (дата обращения: 07.11.2018) https://iuorao.ru/wpcontent/uploads/2017/03/%
  6. Основные подходы к организации деятельности по сопровождению замещающих семей, принявших на воспитание детей-сирот сложной категории. Модельные программы сопровождения // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № S2. С. 178-179.
  7. Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 82–92. doi:10.17759/pse.20172203098. http://psyjournals.ru/psyedu/2017/n3/Oslon.shtml (дата обращения 19.03.2019)
  8. Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот «сложных» категорий журнал «Диалог», 2017. – №3. – С. 22-34
  9. Модельная программа постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации в процессе получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве и технологий сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, 2018г./ электронный ресурс http://www.usynovite.ru/experience/metodpapka/дата обращения 07.11.2018 г. http://www.usynovite.ru/experience/metodpapka/01122017/ (дата обращения 19.03.2019)
  10. Технология постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения профессионального образования и при первичном трудоустройстве. 2018г. Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования», 2018. Том 10. №3– С. 70-83// http://psyedu.ru/journal/2018/3. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2018/n3/Oslon_Celenina.shtml (дата обращения 19.03.2019)
  11. Модель оценки субъективного благополучия воспитанников организаций для детей-сирот. В книге: Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. 2018. С. 306-311.
  12. Развитие компетенций специалистов органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в условиях дополнительного профессионального образования // Ослон В.Н., Зинченко Е.А. Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 98-111.
  13. Модель профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в условиях профильной магистратуры // Ослон В.Н., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 112-126.

сведения о публикационной активности:

SPIN-РИНЦ: 4599-3248, AuthorID: 401735

Репозиторий Psyjournals.ru: профиль автора


Телефон:   +7 (495) 632-90-66

E-mail:   oslonvn@mgppu.ru