Ирина Анатольевна Бурлакова
Занимаемая должность: заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования».
Руководитель магистерской программы «Психология и педагогика дошкольного детства».
Член Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, член жюри Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», член редакционной коллегии научно-практического журнала «Психологическая наука и образование»; член редакционной коллегии научно-методического журнала «Дошкольное воспитание»; член экспертного совета журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»; участник рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога; соавтор программы «Развитие» для дошкольных образовательных учреждений, удостоенной премии Правительства РФ (1996), программ «Одаренный ребенок», «Успех».
Уровень образования: высшее, специалитет, МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет психологии (1985).
Квалификация: психолог, преподаватель психологии.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психология.
Ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность 19.00.07 Педагогическая психология, тема диссертации «Особенности структуры познавательной сферы у умственно одаренных дошкольников», 1995).
Ученое звание: старший научный сотрудник.
Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:
- обучение по программе «Нейропсихологическая диагностика и коррекция учебной дезадаптации», МГППУ (2006);
- обучение по программе «Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения дошкольников», Санкт-Петербург (2008);
- обучение по программе «Современные магистерские программы международного уровня: требования к разработке и реализации», НОУВПО Институт «МВШСиЭН» (2008);
- обучение по программе «Управление проектами в образовании», АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»», (2010);
- обучение по программе «Рекомендации и опыт разработки примерных и основных образовательных программ в соответствии с ФГОС», ННОУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров (2010);
- обучение по программе «ФГОС ВПО по направлению 050400 – «Психолого-педагогическое образование», МГППУ (2011);
- удостоверение о повышении квалификации «Математические методы в психологии и педагогике», (72 часа, ФГБОУ ВО МГППУ, 2020).
Общий стаж: 42 года.
Стаж работы по специальности: 41 год.
Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
Бакалавриат:
- Программы дошкольного и начального общего образования;
- Практикум «Психолого-педагогическое сопровождение программ дошкольного и начального общего образования».
Магистратура:
- Научно-методический семинар «Методологический аппарат исследований в образовании» (на материале тем магистерских исследований);
- Психолого-педагогические основы проектной и экспертной деятельности в образовании и социальной сфере;
- Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- Практика развивающего дошкольного образования;
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к детскому саду;
- Научно-методический семинар «Проблемы создания психолого-педагогических условий реализации дошкольной образовательной программы»;
- Организация взаимодействия детского сада с семьями воспитанников;
- Деятельностный подход в дошкольном образовании;
- Практики развивающего дошкольного образования (деятельностный подход).
Сфера научных интересов:
- психология современного дошкольника;
- дошкольное образование;
- развитие познавательных способностей умственно одаренных дошкольников;
- умственная одаренность старших дошкольников;
- индивидуальные различия в развитии познавательных способностей дошкольников;
- развитие символического опосредствования в дошкольном возрасте;
- проблемы развития современного дошкольника;
- психолого-педагогические условия и результаты образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
Награды, премии, звания: лауреат премии «Гранты Москвы» в области наук и технологий в сфере образования; грамота Департамента образования города Москвы (2011); медаль им. Г.И. Челпанова, Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2017), Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2006).
Публикации:
- Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Ретроспектива или взгляд в будущее: возможность развития общей умственной одаренности старших дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 27–41. doi:10.17759/psyedu.2019110103.
- Бурлакова И.А. Пронина А.А. Возможность проектирования задач, определяющих зону ближайшего развития дошкольников [Электронный ресурс] // Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена. 2020 год. № 195. С. 182-190. DOI: 10.33910/1992-6464-2020-195-182-190.
- Бурлакова И.А. ЛебедеваТ.А. Роль символа в развитии ценностных представленийв дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Материалы VIII Международной конференции. 2019. С. 154-155. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39343267.
Выступления в СМИ:
- «В детских садах начинают целенаправленно воспитывать жителей большого города». Информационное общественно-политическое интернет-издание «Известия.ру» («Izvestia.ru»).
- «Каждому педвузу – свой подопечный детский сад». Учительская газета - Москва».
- «Подготовительные курсы: реальная помощь или «выкачивание денег»? «Аргументы и факты».
- «Эксперимент с непонятным результатом». Электронное периодическое издание «Ведомости».
- «В столичных дворах появится разметка для «классиков» и бадминтона». Информационное общественно-политическое интернет-издание «Известия.ру» («Izvestia.ru»).
- «Дошкольное образование в ожидании стандартов». Портал психологических изданий PsyJournals.ru.
- «Брифинг для журналистов на конференции «Дошкольное детство: доступность и качество образования». Портал психологических изданий PsyJournals.ru.
- «Нестандартный стандарт для детского сада». Учительская газета - Москва».
- «Пинком в ... школу? Как правильно оценить нагрузку первоклассника». «Аргументы и Факты».
- «Когда и чему учить ребенка?». «Аргументы и Факты».
Сведения о публикационной активности:
Телефон: | +7 (495) 632-90-66 |
E-mail: | burlakovaia@mgppu.ru |