Ольга Борисовна Крушельницкая
Заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии, профессор кафедры
ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность 19.00.07 Педагогическая психология, диссертационное исследование «Психологические особенности взаимоотношений одаренного школьника со взрослыми и сверстниками (на материале общеобразовательной школы)»)
ученое звание: доцент по кафедре теоретических основ социальной психологии
уровень образования: высшее
данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
- Систематический курс Эриксоновского гипноза (ИГиСП, 2008);
- Психология тренинговой работы (МГППУ, 2007);
- Теория и практика психологического консультирования (МГППУ, 2010);
- Технологии общения со школьниками (МГППУ, 2011);
- Технологии общения со школьниками (тренинг-семинар) (МГППУ, 2011);
- Английский язык (МГППУ, 2012);
- Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и персонала учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней (МГППУ, 2015);
- Андрагогика: как обучать взрослых (ФГБОУ ДПО «ИРДПО», 2016);
- Создание электронных учебных курсов в системе MOODLE для реализации образовательных программ в вузе (МГППУ, 2018);
- Интерактивные методы профилактики ксенофобии и экстремизма среди детей и молодежи «Безопасный мир» (ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности», 2019);
- Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», 2020);
- Противодействие коррупции в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ГАУ ДПО ПК ИРО, 2020);
- Организация дистанционного обучения в Cisco Webex Meeting (ФГБОУ ВО МГППУ, 2021);
- Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» (МГППУ, 2021).
общий стаж работы: 38
стаж работы по специальности: 21
награды, премии, звания:
- Грамота Департамента образования города Москвы
- Почетная грамота Министерства Образования и науки Российской Федерации
- Медаль Г.И. Челпанова II степени, Медаль Г.И. Челпанова I степени
- Почетный знак МГППУ «Серебряная Ψ»
- Почетный знак МГППУ «Золотая Ψ»
читаемые дисциплины:
- Социальная психология
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Психология смеха
- Практикум по изучению коммуникаций в больших социальных группах
сфера научных интересов:
- отношения межличностной значимости в семье, учебных и профессиональных группах
- психология референтности личности и группы в условиях цифровизации общества
- референтные отношения как фактор социализации развивающейся личности
- социально-психологические аспекты информационной культуры учащихся
- социально-психологические факторы эффективности педагогического общения
основные публикации:
- Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных проектов. Для психологических факультетов. М.: МГППУ, 2005. (в соавторстве с В.А. Орловым)
- Социально-психологические проблемы управления конфликтом. Учебное пособие. М.: МГППУ, «НФП «Смысл», 2007. 168 с. (в соавторстве с В.А. Орловым)
- Подросток в системе референтных отношений. Учебное пособие. М., НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. 208 с.
- О социально-психологических факторах самореализации личности во второй половине жизни // В сб.: Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики. Москва, МГППУ, 2008. С. 41-49.
- Социально-психологический диагностико-коррекционный комплекс для психологов-практиков современных российских интернатных учреждений: Уч.-мет. пособие. Москва, МГППУ, 2010. (в соавторстве с М.Ю. Кондратьевым, Ю.М. Кондратьевым, Н.В. Кочетковым, М.Е. Сачковой)
- О методике оценивания научно-исследовательской работы студентов / Магистерская программа: инновационный подход. Сборник научных трудов, подготовленный в рамках Инновационной образовательной программы МГППУ «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии» / Под ред. О.Б. Крушельницкой. – М.: МГППУ, 2011. – 88 с. С 40-50. (в соавторстве с В.А. Орловым)
- Состояние проблемы референтности в отечественной и зарубежной психологии / Актуальные проблемы психологического знания. 2011. №4. С. 131-141.
- Условия повышения готовности специалистов к социально-психологической работе в образовательном учреждении / Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU.ru. 2012. №1. http://www.psyedu.ru/ journal/2012/1/2795.phtml
- Особенности референтных отношений студентов как фактор учебно-профессиональной мотивации // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU.ru. 2012. № 1. http://www.psyedu.ru/ journal/2012/1/2797.phtml
- Личность художника как фактор восприятия его произведений /Социальная психология и общество. 2012. № 3. – C. 72-88. http://psyjournals.ru/ social_psy/2012/n3/ 53807.shtml (в соавторстве с А.С. Панасюк)
- Социальная психология образования как отрасль научного знания // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU.ru. 2013. №2. С. 1 – 14. http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_2_3300.pdf (в соавторстве с В.А. Орловым и М.Е. Сачковой)
- Взаимодействие учащихся с референтным окружением как фактор их личностного развития // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» www.evestnik.mgou.ru / Серия «Психологические науки» № 1, 2013 г. С. 5-12. (в соавторстве с В.А. Орловым)
- Особенности общего и социального практического интеллекта у разностатусных студентов вуза / Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». 2014 год, №4 — http://psyedu.ru/authors/a2759.phtml (в соавторстве с С.О. Курсовым)
- Феномен референтности с точки зрения культурно-исторической теории Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2014. Т.10. №3. С.30–37.
- Информационно-психологический подход к исследованию проблемы референтности / Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. Научно-практический журнал. № 1 (30) январь — март 2014. С. 37-45.
- Представления спортсменов-юниоров о профессионально важных качествах тренера // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. С. 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1092-krushelnitskaya39.html. (в соавторстве с А.А. Светловой)
- О научном наследии М.Ю. Кондратьева // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 9–22. doi:10.17759/sps.2016070102 (в соавторстве с Т.Ю. Мариновой)
- Отношение молодежи к своему здоровью и к донорству крови // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 126–143. doi:10.17759/sps.2017080108 (в соавторстве с Т.Ю. Мариновой и А.В. Милёхиным)
- Информационно-ресурсный подход к пониманию референтности // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: Сборник научных работ / Отв. ред. О.В. Соловьева, Т.Г. Стефаненко. – М., 2017. – 598 c. С. 86-91. (в соавторстве с В.А. Орловым)
- Социальная психология образования: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015; 2017. – 320 с. (соредактор, совместно с М.Е. Сачковой, Л.Б. Шнейдер).
- Социально-психологические факторы мотивации учения // Социальная психология образования : учебное пособие / ред. О.Б. Крушельницкая, М.Е. Сачкова, Л.Б. Шнейдер. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2015; 2017. – 320 с. Раздел VI. 6.3. С. 230–241.
- Референтные отношения как фактор социализации личности учащегося // Социальная психология образования : учебное пособие / ред. О.Б. Крушельницкая, М.Е. Сачкова, Л.Б. Шнейдер. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2015; 2017. – 320 с. Раздел IV. 4.2.2. С. 135–146.
- Социальная психология образования как междисциплинарная практико-ориентированная область научного знания // Социальная психология образования : учебное пособие / ред. О.Б. Крушельницкая, М.Е. Сачкова, Л.Б. Шнейдер. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2017. – 320 с. Раздел I. С. 6–22. (в соавторстве с В.А. Орловым и М.Е. Сачковой)
- Социально-психологический ресурс совершенствования образовательного пространства // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 4. С. 165–172. doi:10.17759/sps.2017080411
- Условия референтности педагога для учеников // Авторитет и имидж в профессиональной деятельности педагога: Коллективная монография /под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2018. 208 c. С. 183-202. (в соавторстве с В.А. Орловым)
- Взаимодействие психолога с субъектами образовательного процесса в школах США // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 2. С. 165–178. doi:10.17759/sps.2018090211 (в соавторстве с Т.В. Коттл и В.А. Орловым)
- Особенности субъективно воспринимаемого стиля родительского отношения у разностатусных школьников-подростков // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов конференции «Семья и дети в современном мире». Том V. / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В. Л. Ситникова — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 1054 с. С. 512-515.
- Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: психологическая наука и практика о социальных изменениях и новых вызовах современности // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 209–213. doi:10.17759/sps.2020110214
- Научная школа А.В. Петровского на факультете социальной психологии МГППУ: традиции и инновации // Социальная психология и общество: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского (15-16 октября 2019 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 506 с. С. 51-54. (в соавторстве с Т.Ю. Мариновой)
- Особенности референтных отношений школьников со сверстниками и взрослыми // Социальная психология и общество: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского (15-16 октября 2019 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 506 с. С. 440-443. (в соавторстве с В.А. Орловым)
- Особенности статусных отношений в ученических группах на разных возрастных этапах // Социальная психология образования. Практикум : учебное пособие / под ред. О.Б. Крушельницкой, М.Е. Сачковой, Л.Б. Шнейдер. — Москва : ИНФРАМ, 2020. — 322 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). DOI 10.12737/1014623. С. 111-130. (в соавторстве с Н.В. Кочетковым и М.Е. Сачковой)
- Нормативное поведение в ситуации пандемии COVID-19: как добиться его соблюдения у студентов? // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 198–221. doi:10.17759/sps.2021120113 (в соавторстве с Т.Ю. Мариновой, А.В. Погодиной, М.Н. Расходчиковой, Н.Н. Толстых)
- Психологические особенности мотивации детей к занятию спортивной гимнастикой Российский психологический журнал, 2020, Т. 17, № 4, 21–33. doi: 10.21702/rpj.2020.4.2 (в соавторстве с В.Э. Терентьевой)
- Референтность в системе педагогического взаимодействия // Социально-психологические феномены в современном образовательном пространстве : монография / под ред. О.Б. Крушельницкой, М.Е. Сачковой. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 172 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1718831. С. 77-104. (в соавторстве с В.А. Орловым)
Внуки, бабушка и интернет // Траектория жизни. №1(6) 03/2019. С. 2.
Самоизоляция на пользу семье: как не сойти с ума и выйти победителем // РИА Новости. 04.05.2020
Психологические технологии влияния на массовое сознание. Лекция в МГППУ 10.12.2020
Как помочь первокласснику не стать изгоем в школе // Комсомольская Правда. 02.09.2021
Как помочь подростку не стать «козлом отпущения» в новом классе // Комсомольская Правда. 05.09.2021
адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 401 (кафедра)
график работы: согласно расписанию
Телефон: | +7 (495) 632-95-44 |
E-mail: | krushelnickayaob@mgppu.ru |