Наука

На кафедре социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета "Социальная коммуникация" ведется научно-исследовательская работа по направлениям:

  • социализация отдельных категорий населения в современном обществе;
  • технологии организации социальной деятельности детей и молодежи;
  • управление социальными проектами, отношениями и процессами;
  • социальная работа в системе социальных служб;
  • ресурсы социальной среды и их реализация;
  • совершенствование образовательной деятельности, в том числе дополнительного образования.

В целях широкого охвата проблем в соответствии с тематикой НИР активно привлекаются студенты, работодатели и представители общественности с широким спектром профессий и высоким уровнем научной квалификации.

В рамках научной работы в 2015-2019 годах выполнены научно-исследовательские работы по темам:

  1. Стратегия развития молодежи и других групп населения в городе Москве: технологии социального партнерства.
  2. Социальное партнерство в поддержке жизненных стратегий молодежи и других групп населения.
  3. Разработка модели развития инновационной компетентности работников социальной сферы в условиях вуза.
  4. Моделирование процесса непрерывного профессионального образования работников социальной сферы.
  5. Повышение уровня сформированности профессиональных и общекультурных компетенций молодежи в социальном проектировании.

С целью освещения и апробации основных результатов НИР её участниками организована публикация материалов по результатам исследования. Также проводятся научно-практические конференции с участием представителей вузов России. На факультете проводится ежегодная всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни».

Определено одно из ведущих направлений совершенствования научной работы - развитие сотрудничества с научными и образовательными организациями, организациями социальной сферы в интересах активизации научной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов. 

Среди преподавателей факультета есть ведущие эксперты социальной сферы, сферы молодежной политики. В частности, опыт экспертной деятельности оценки молодежных проектов, поддержанных ФАДМ РФ, лег в основу коллективной монографии «Государственная молодежная политика в современной России: социально-психологические основания и технологии реализации», изданной в 2019 году.

В рамках реализации основных направлений научной работы преподаватели факультета участвуют в международных и российских конференциях, публикуются в ведущих научных изданиях. Преподаватели факультета являются авторами учебников и учебных пособий для средней и высшей школы.

Наиболее значимые публикации:

Монографии:

  1. Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации / Под общей редакцией С.Ю. Поповой (коллективная монография). Москва, Издательство «Аквилон», 2019 г.
  2. Бахчиева О.А, Савченко С.Л., Шилина И.Б., Шилин А.Ю. Моделирование процесса непрерывного профессионального образования работников социальной сферы – М.: «Экспо-МедиаПресс», 2018 г.
  3. Прохорова О.Г. Социальное партнерство: поиск консенсуса// Механизмы межведомственного взаимодействия и социального партнерства: монография// Под ред. О.Г. Прохоровой, С.А. Анисимовой..- Серия «Библиотечка руководителя. М.: ИДПО ДТСЗН, 2018 г.
  4. Бахчиева О.А. Формирование социальных коммуникаций гражданского общества / Психология взаимоотношений в контексте развития личности. Коллективная монография. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: ИП Кеншенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра».-2017.- 242 с. – с.36- 49.
  5. Новые технологии социальной работы в России и за рубежом. (Коллективная монография). Ульяновск, 2017 г.
  6. Новые технологии социальной работы в России и за рубежом. (Коллективная монография). Ульяновск, 2017 г.
  7. Прохорова О.Г. Инновационные подходы в управлении организацией социального обслуживания: Монография / Под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой, С.А. Анисимовой - М.: ИДПО ДСЗН, 2015.-124 с.

Учебники, учебные пособия:

  1. Прохорова, О. Г. Психология семьи. Психологическое здоровье : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова, В. С. Торохтий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 152 с. — (Высшее образование).
  2. Прохорова, О. Г. Семьеведение: теория и практика : учебник для академического бакалавриата / О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова ; ответственный редактор О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 379 с. — (Бакалавр. Академический курс).
  3. Прохорова, О. Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность : учебное пособие / О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 117 с. — (Высшее образование).
  4. Управление в социальной работе : учебник для вузов / Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова ; ответственный редактор Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. - 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование).
  5. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. — (Высшее образование).
  6. Менеджмент в социальной работе : учебник для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова [и др.] ; ответственный редактор Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Профессиональное образование).
  7. Практические основы социальной защиты населения : учебное пособие / О.А. Бахчива, И.В. Кислова, С.В. Савенкова, С.Л. Савченко. (Учебник для вузов. Специальная литература) – Санкт-Петербург : Лань, 2019. – 292 с.
  8. Прохорова О.Г. , Виниченко Е.А. Организация социальной работы с семьей: методическое пособие / Под ред. О.Г. Прохоровой, Е.А. Виниченко. - Серия: Библиотечка руководителя. – М.: ИДПО, 2017., 124с.
  9. Прохорова О.Г. Технологии социального консультирования//Технология социальной работы : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Приступа [и др.] ; под ред. Е. Н. Приступы. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 465 с. - (Бакалавр. Академический курс).

Статьи в зарубежных журналах и рецензируемых научных журналах (ВАК):

  • Савенкова С. В. Управление процессом организации социально-педагогического партнерства в социальной работе // Мир университетской науки: культура, образование. - 2019. - №2.
  • Савченко С.Л. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями // Мир университетской науки: культура, образование  «Известия Южного федерального университета. Педагогические науки» - – № 7. С. 61-66.
  • Попова С.Ю., Пронина Е.В. Образовательные форумы как социально-психологическая среда формирования ответственности молодежи в РФ // Образование личности. – 2019. – № 4.
  • Прохорова О.Г. Обновление бизнес-кадров для региональных элит// SocioTime/Социальное время. – Й-Ола, 2019, № 4 (20).
  • Прохорова О.Г. Долженкова М.И. Гражданское воспитание молодежи средствами экологических и культурозащитных инициатив // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т.24. №182.
  • Прохорова О.Г., Куличенко Р.М., Романина Л.А. Социально-педагогические аспекты формирования студенческого потенциала как кадрового резерва // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т.24. №183.
  • Прохорова О.Г., Социально-педагогические аспекты формирования социальной корпоративности в общественно-профессиональных объединениях // Мир университетской науки: культура, образование  «Известия Южного федерального университета. Педагогические науки»№ 6-2019 г.
  • Савенкова С. В. Социальная работа с инвалидами // Мир университетской науки: культура, образование. - 2018. - № 10.
  • Попова С.Ю., Селезнева А.В. Социальная активность молодежи: состояние проблемы и перспективы развития // Образование личности. – 2018. – №2.
  • Попова С.Ю., Пронина Е.В. Экспертиза молодежных проектов в России: постановка проблемы //Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. – 2018. - №6.
  • Прохорова О.Г., Акопянц И.А., Тигров В.И.Формирование социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Т. 23. Гуманитарные науки. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. - № 176.
  • Прохорова О.Г., Долженкова М.И., Дорожкина О.А., Романина Л.А. Технологии театртерапии в современной социальной реабилитации // Вестник Тамбовского университета. Серия Т. 23. Гуманитарные науки. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. - № 177.
  • Бахчиева, О.А., Савченко, С.Л. Профессиональная подготовка социальных работников в условиях реализации новых технологий // Журнал «Современные наукоемкие технологии». 2017. № 12. С. 73-78.
  • Попова С.Ю., Пронина Е.В. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: подготовка кадров // Образование личности. – 2017. – №3.
  • Савенкова С. В. Методы работы по формированию образа семьи и родителей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 3.
  • Бахчиева О.А., Шилина И.Б. Реализация маркетинговой политики в учреждениях дополнительного образования в интересах социализации детей// Право и практика.-М., 2017.- № 4.- С. 375-380.
  • Бахчиева О.А. Проблема формирования духовно-нравственных основ личности будущего учителя // Преподаватель ХХI век. - № 2. Том 1. – М.: 2016. С. 38-43. ISSN: 2073-9613. Российский журнал
  • Бахчиева О.А. Основные аспекты профессиональной подготовки студентов педагогического профиля в контексте парадигмы духовно-нравственного воспитания. // Успехи современной науки и образования. - №12- Том 1. – г. Белгород, 2016.
  • Майорова-Щеглова С.Н. О перспективах изучения досуговых занятий современных детей (в ответ на статью Б.В. Куприянова) // Социологические исследования. - №12. М.:2016, С.136-139.
  • Кислова И.В., Савенкова С.В. Роль субъектов сферы образования в формировании осознанной потребности в образовании и саморазвитии обучающихся в условиях ФГОС// Воспитание Школьников. -№12. М., 2016.
  • Кислова И.В., Савченко С.Л. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях. // Успехи современной науки и образования. - №12.- Том 2. -г. Белгород, 2016.
  • Михайлова Т.А. Современные проблемы социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. -№5 – Казань, 2016.
  • Кислова И.В. Савенкова С.В. Роль субъектов сферы образования в формировании осознанной потребности в образовании и саморазвитии обучающихся в условиях ФГОС // Воспитание школьников. №12 -2016.
  • Копосова А.А. Функционирование молодёжного рынка труда на современном этапе развития российского общества // Успехи современной науки и образования. - №12.- Том 10. -г. Белгород, 2016.
  • Михайлова Т.А Проектная деятельность работников социальной сферы // Казанский педагогический журнал. – Ч. 1. – 2015. – № 5-1 (112). – С. 218-221.

Участие в конференциях и иных научных мероприятиях:

  • Рабочее совещание сопредседателей экспертных советов ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки
  • Семинар-совещание «Региональные и муниципальные практики внедрения профессиональных стандартов работников социальной сферы»
  • Международная научная конференция «Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке»
  • Международная научно-методическая конференция «Образовательные программы и профессиональные стандарты: поиск эффективного взаимодействия»
  • Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития молодежной добровольческой деятельности в современном мире»
  • Международная научно-практическая конференция «Доказательный подход к проектированию и оценке результатов программ в сфере детства»
  • Международная научно-практическая конференция «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности»
  • Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство»
  • Международный форум «Доброволец России»
  • Московский международный салон образования
  • Global Institute of Social Work in collaboration with Russian Union of Social Work
  • V  Всероссийский Съезд социальных работников и социальных педагогов «Социальной работе в России 25 лет: вчера, сегодня, завтра»
  • Второй съезд родителей, воспитывающих детей-инвалидов
  • Выставка «Реабилитация. Доступная среда»
  • Азиатско-Тихоокеанский Саммит социальных работников и социальных педагогов «Социальная ответственность: пути достижения благополучия общества»
  • Всероссийский педагогический марафон учебных предметов
  • Всероссийский форум «Содействие»
  • Всероссийский социологический конгресс «Россия в современной социальной реальности»
  • Всероссийская конференция с международным участием «Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика»
  • Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами «Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения»
  • Всероссийская конференция «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи»
  • Международная научно-практическая конференции «Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития», г. Екатеринбург
  • Всероссийская выставка-форум «Вместе с детьми. Вместе ради детей»
  • Социологическая Грушинская конференция
  • Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития инклюзивного профессионального образования», РУДН
  • Всероссийская научная конференция с международным участием РАПН «Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы», круглый стол «Молодежь в российском политическом процессе»
  • Образовательная программа для специалистов сферы работы с молодежью «Голос поколения», Мастерская управления «Сенеж»
  • Международный III Саммит студенческих лидеров стран ШОС.

Научно-исследовательская работа студентов

На факультете «Социальная коммуникация» функционирует Студенческое научное общество «Science house» (СНО).

Студенты принимают участие в ведущих студенческих научных конференциях страны: «Сорокинские чтения», «Ломоносов» и др. Под руководством преподавателей кафедры студенты публикуют результаты своих научных исследований. Ежегодно проводятся международные научно-исследовательские школы (поездки в страны Балтии и Скандинавии). Студенты факультета принимают участие в Международной Зимней школе «Social work in Europe» (Социальная работа в Европе) в странах Балтии: 27.01 – 04.02. 2020 г.; 27.01 – 02.02.2019 г.


Контакты

Адрес: Москва, Открытое шоссе, д. 24, стр. 27, каб. 312

График работы: пн.-пт., 9.00-18.00

Телефон: +7 (499) 167-58-47

E-mail: fakultet_sk@mgppu.rusk.orm.mgppu@gmail.com