В МГППУ состоялась первая встреча из цикла «Дети и пандемия: факты, риски, возможности»

Новость

семинар

17 сентября на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства состоялась первая онлайн-встреча из цикла «Дети и пандемия: факты, риски, возможности», проходившая в рамках ежемесячного семинара «Современное детство: теория и практика». Открыл семинар ректор МГППУ А.А. Марголис, который подчеркнул важность своевременных и разносторонних исследований влияния пандемии на различные аспекты развития ребенка.

В фокусе выступающих оказались проблемы получения образования школьниками в условиях социального дистанцирования в Великобритании и самоизоляции в России.

С докладом: «Пандемия и эксклюзия в Англии: какие дети оказались в зоне риска?» выступили профессора Оксфордского университета Г.Дэниелс и И.Томпсон, рассказавшие о том, как пандемия коронавирусной инфекции и связанный с ней переход к онлайн-обучению в Великобритании, привели к увеличению числа детей и подростков, которые, скорее всего, останутся без среднего образования. Ученые уже много лет занимаются изучением эксклюзии в Англии, отмечая, что с этой проблемой сталкиваются самые разные категории детей и подростков.

По мнению исследователей, пандемия обострила актуальность таких проблем как потеря интереса и мотивации к обучению, самовольное непосещение занятий, падение успеваемости, а, следовательно, тесно связанную с эксклюзией проблему несистемности и мозаичности получаемых знаний. Г. Дэниелс и И. Томпсон отметили, что, если до возникновения пандемии перечисленные факторы были характерны преимущественно для детей и подростков из определенных регионов страны, а также для слабообеспеченных социальных слоев (включая, в частности, мигрантов), то с введением онлайн-обучения проблема эксклюзии коснулась широкого круга школьников, считавшихся ранее благополучными.

Ученые объясняют сложившуюся ситуацию схожестью психологического состояния школьника и его восприятия образовательной среды во время пандемии с переживаниями, которые испытывают ученики, систематически подвергающиеся эксклюзии («исключению») в обычное время. Исследования оксфордских ученых продемонстрировали, что дети, подвергающиеся эксклюзии, воспринимают школу как враждебное, небезопасное (“unsafe”) место, где они испытывают страх неверно ответить на вопрос, не понять, чего от них ожидает учитель, или подвергнуться буллингу со стороны других учеников.

Интересно, что школьники, не испытывающие трудностей в процессе обучения, считают вопросы о своем психологическом напряжении в школе неуместными, так как школа воспринимается ими исключительно как «естественная среда». При этом исследователи видят корни проблемы эксклюзии, в частности, в самом укладе школьной системы, которая ориентирована исключительно на высокие академические результаты, а также склонна «карать» за неприемлемое поведение и несоответствие требованиям посредством отстранения от занятий, вместо того, чтобы разбираться в истинных причинах неуспехов ребенка.

О возможностях влияния на мотивацию учеников и способах поддержания их учебной инициативы в условиях дистанционного обучения в период пандемии рассказал профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ В.К. Зарецкий. Многолетний опыт исследований, выполняемых в традиции рефлексивно-деятельностного подхода, позволил Виктору Кирилловичу сделать вывод о том, что школьники, уклоняющиеся от занятий, обычно имеют сложности в обучении, а также опыт учебных неуспехов, закрепившийся в форме выученной беспомощности. Дистанционный формат обучения усугубляет эту ситуацию, предлагая учащимся ресурсы для списывания, возможности бесконтрольных действий при выключенной камере, а иногда позволяет полностью уклониться от занятий.

По мнению В.К Зарецкого, рефлексивно-деятельностный подход предлагает эффективные инструменты решения данной проблемы. Так, введение некоторых правил и передача инициативы в руки обучающегося способны изменить ситуацию, так как приобретаемая учеником субъектная позиция позволяет опираться на собственные мотивы в деятельности и брать ответственность за получаемый результат, что, в конечном итоге, позволяет ребенку выстраивать собственную траекторию развития.

С докладом «Психологическая помощь семьям с детьми с ОВЗ в период самоизоляции и после выхода из нее» выступила профессор, декан факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ А.Б. Холмогорова. В ходе исследования, проведенного Аллой Борисовной совместно с аспиранткой МГППУ А.И. Сергиенко, были выявлены характерные сложности, с которыми столкнулись родители детей с ОВЗ в период пандемии коронавируса. Среди них: страх выхода из дома из-за неизбежной демонстрации миру своего ребенка; усиливающаяся тревожность, связанная с восприятием ребенка окружающими; ощущение родителей уподобления своему ребенку (вторичная аутизация), в том числе в результате сужения количества социальных контактов, усиление симптоматики заболевания ребенка и др.

Средствами эффективной борьбы с данными явлениями исследователи считают такие копинг-стратегии как руминирование, конструктивная рефлексия, посттравматический рост. При этом, авторы исследования отметили, что полученные эмпирические данные позволяют говорить о том, что многим родителям удалось конструктивно преодолеть трудности, возникшие в период самоизоляции. Так, около 70% опрошенных родителей отметили, что им не только удалось помочь ребенку конструктивно организовать его время, но и сблизиться с ним. Кроме того, большинство опрошенных родителей отметили, что осознали важность общения с близкими, им проще стало отделять в отношениях главное от второстепенного.

Важной частью семинара стала открытая дискуссия со слушателями, модератором которой выступила руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ О.В. Рубцова. В ходе обсуждения были затронуты такие темы как инклюзия детей с ментальными нарушениями в условиях пандемии, а также перспективы дальнейших исследований, сопряженных с тематикой COVID-19.

Видеозапись встречи

Дискуссия будет продолжена в рамках семинара «Современное детство: теория и практика», который будет ежемесячно проходить в онлайн-формате.

Подробнее с материалами по теме можно ознакомиться на портале https://psyjournals.ru/:

  1. «School exclusion risks after COVID-19», «Excluded Lives»: Harry Daniels, Ian Thompson, Jill Porter, Alice Tawell and Hilary Emery Department of Education, University of Oxford, June 2020.

  2. Zaretsky V.K., Kholmogorova A.B. Relationship between Education, Development & Health from Cultural-Historical Perspective. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2020. Vol. 16, no. 2, pp. 89–106. 

  3. Зарецкий В.К., Судакова Л.В. Помощь в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода в условиях дистанционного обучения: случай Мити // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 120–136. doi:10.17759/cpp.2020280207

  4. Сергиенко А.И., Холмогорова А.Б. Посттравматический рост и копинг-стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 8–26.

  5. Сергиенко А.И. Позитивная личностная трансформация и посттравматический рост у родителей детей с особенностями психофизического развития // Дефектология. 2018. No 1. С. 23–35.

  6. Сергиенко А.И., Холмогорова А.Б. Симптомы депрессии, система убеждений и посттравматический рост родителей детей с ОВЗ // Дефектология. 2019. No 4. С. 23–37.

  7. Холмогорова А.Б., Сергиенко А.И., Герасимова А.А. Установка на поддержку субъектной позиции ребенка и посттравматический рост у родителей детей с ОВЗ // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 13–24.



Источники: Центр междисциплинарных исследований современного детства, Ежемесячный семинар «Современное детство: теория и практика»

Связанное событие: Онлайн-семинар "Современное детство: теория и практика"