Обсуждение в семинаре «Качественные методы в психологии и социальных науках»
Релиз
28 февраля состоялось очередное заседание регулярного семинара «Качественные методы в психологии и социальных науках». С докладом «Проблемы нарративной методологии» выступила психолог, нарративный практик, автор многочисленных работ по нарративному подходу в психологии Юлия Турушева.
Юлия Турушева отметила, что само понятие нарратива, несмотря на его распространенность, остается довольно размытым. В литературе можно встретить множество определений нарратива, в каждом из которых схватываются его отдельные важные черты, но в целом практически все они вызывают те или иные сомнения. Юлия Турушева поделилась своим авторским пониманием нарратива. С ее точки зрения, нарратив – это рассказ кому-то о том, что произошло. В данном определении подчеркивается два важных момента: во-первых, нарратив всегда имеет адресат и, во-вторых, нарратив всегда означает некоторый разрыв в обычном течении дискурса.
Специальное внимание в докладе было уделено сложным отношениям опыта и нарратива. Юлия Турушева поделилась своими размышлениями о том, как могут соотноситься друг с другом психическая реальность, переживания и рассказ о них.
Нарратив имеет отношение к созданию смысла, смыслообразованию. Однако понимание этой связи нарратива и смысла затруднено вследствие различного употребления термина «смысл». Мы можем вспомнить личностный смысл в теории А.Н. Леонтьева, поиск смысла в концепции В. Франкла, лингвистический смысл или смысл, как он представлен в работах авторов, относящихся к философской герменевтике, – очевидно, что означающее «смысл» во всех этих случаях имеет разное содержательное наполнение. Юлия Турушева очертила собственную модель, упорядочивающую и примиряющую столь различные употребления термина, и показала, какую роль в концептуализации темы смысла может играть данное ею понимание нарратива.
Нарративная методология как важнейшая часть качественной исследовательской методологии нацелена, прежде всего, на то, чтобы «дать голос» – в особенности тем, чей голос практически не слышен в обществе: представителям разнообразных меньшинств и маргинализованных групп, наиболее уязвимым, угнетенным. Интересно, что сам прозвучавший доклад оказался насыщен самыми разными голосами – известных философов, гуманитарных и социальных исследователей, но также тех собеседников Юлии, у которых она брала интервью об их жизненной истории. Не только идеи, но и сама форма доклада способствовали созданию атмосферы заботы и понимания, столь необходимой для поддержания сообщества в довольно трудное для всех время.
После доклада состоялась дискуссия. Организатор и модератор семинара Наталия Бусыгина остановилась на том, что прозвучавшая в докладе идея столкновения опыта и нарратива созвучна психоаналитической идее отчуждения субъекта в языке. Юлия Турушева подчеркнула, что нарратив выстраивается вокруг травмы и, по сути, является способом справиться с травмой посредством извлечения (или конструирования?) ее смысла. С точки зрения Наталии Бусыгиной, эта идея также созвучна психоанализу, в частности, психоаналитик и философ Юлия Кристева в своей книге о депрессии писала о переживании утраты, потери (первичного объекта и безусловной связи с ним) как начале вхождения в язык, о том, что ребенок становится безутешно печален, прежде чем произнесет свои первые слова. Идея связи травмы и смысла также высказывалась пост-феноменологами.
В процессе обсуждения удалось поговорить и о различных направлениях анализа нарратива. Юлия Турушева выделила несколько подходов, концентрирующихся на содержании нарратива, его форме и функциях в коммуникации. Постоянная участница семинара психолог Светлана Ярошевская поделилась своими соображениями о «субъективности диалога», идея которой высказывалась бразильским психологом Ф. Гонсалесом Реем, и спросила об этических моментах проведения нарративных интервью о жизненной истории. Юлия Турушева рассказала, какие этические вопросы представляются ей наиболее важными, и поделилась своим опытом ответов на них.