Качественные методы в психологии и социальных науках

Adolph-Gottlieb-Labyrinth-1-1950.jpg (124 KB)

Организатор ФГБОУ ВО МГППУ

Семинар посвящен обсуждению современных тенденций в развитии качественной исследовательской методологии в психологии и социальных науках. Его основная цель – включение в международные дискуссии, касающиеся качественных методологических подходов и исследовательских техник, таких как дискурс-анализ, обоснованная теория, интерпретативный феноменологический метод, нарративный анализ и другие; разработка инновационного инструментария психологических и междисциплинарных исследований; обсуждение вклада качественных исследований в развитие психологического знания и роли качественных методов в междисциплинарных проектах, нацеленных на изучение взаимодействия человека и социального мира. К участию в семинаре в качестве докладчиков приглашаются ведущие российские и зарубежные исследователи-качественники. 

На семинаре обсуждаются:

  1. Эпистемологические и методологические вопросы: стратегии научной и этической валидизации в качественных исследованиях; ракурсы интерпретации; специфика обобщений в исследованиях на маленьких выборках; проблема доказательности в качественных исследованиях эффектов психологических и социальных практик
  2. Жанры, парадигмы, стили качественных исследований: «понимающие» и «объясняющие» качественные исследования; этнография и автоэтнография; критические качественные исследования; качественные исследования отдельных случаев или коллекции случаев (single-case study, multiple case-study); психогеография
  3. Качественные методы и подходы: особенности интервьюирования и неструктурированного наблюдения; метод фокус-группы; «парадигма кодирования»; вариации феноменологического метода; дискурсивная психология и анализ дискурса в традиции М. Фуко; нарративный анализ; методы анализа визуальных данных; психоанализ в качественных исследованиях
  4. Эмпирические исследования, выполненные на основе качественных методов сбора и анализа данных: методологические программы и результаты качественных психологических и междисциплинарных исследований (этнографических, феноменологических, дискурсивных, нарративных и др.)

Семинар предназначен для широкого круга специалистов, проводящих исследования в различных областях психологии, а также в социологии, культурной антропологии, педагогике. Семинар будет интересен также специалистам-практикам: психологам, работающим в области образования и социальной сферы, консультирующим психологам, психоаналитикам и пр. 

Семинар проходит один раз в месяц (ориентировочно).

Руководители семинара:

  • Бусыгина Н.П., канд. психол. н., доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ
  • Ткаченко Н.В., канд. психол. н., доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ
  • Хухлаев О.Е., канд. психол. н., зав. кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ

19 мая

Семинар «Проблема обобщения результатов в качественных исследованиях»

  • «Обобщаемость результатов качественных исследований: теоретическое обоснование, типы и стратегии». Докладчик: Наталия Бусыгина, кандидат психологических наук, доцент, МГППУ. 

Запись встречи


21 апреля

Семинар «Тематический анализ в психологических исследованиях (на материале исследования представлений студентов об успешности обучения)»

  • «Тематический анализ: «философия» метода и особенности процедуры». Докладчик: Наталия Бусыгина, кандидат психологических наук, доцент, МГППУ
  • «Опыт применения тематического анализа в исследовании представлений студентов об успешности обучения». Докладчики: Татьяна Сысоева, кандидат психологических наук, научный сотрудник, ПИ РАО, доцент, РАНХиГС; Светлана Ярошевская, научный сотрудник, ПИ РАО.

Статья:

Запись встречи


17 марта

Круглый стол «Качественные методы: современное состояние и перспективы развития»

В круглом столе приняли участие:

  • Анатолий Николаевич Кричевец, доктор философских наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Ольга Тимофеевна Мельникова, доктор психологических наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Камиль Исхакович Насибуллов, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Академия наук Республики Татарстан;
  • Дмитрий Александрович Хорошилов, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии, Институт им. Л.С. Выготского, РГГУ;
  • Светлана Викторовна Ярошевская, научный сотрудник, ПИ РАО.

Запись встречи


26 октября

Семинар "Стратегии формирования и обоснования выборки в качественных исследованиях"

Докладчик: Илья Ефимович Штейнберг, кандидат философских наук, доцент МГППУ, полевой исследователь, руководитель Школы-студии полевого исследователя-качественника.

Статья для чтения: Штейнберг И.Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2014. Том. 0. № 38. С. 38–71.

С докладом «Стратегии формирования и обоснования выборки в качественных исследованиях» выступил кандидат философских наук, доцент МГППУ, полевой исследователь, руководитель Школы-студии полевого исследователя-качественника Илья Ефимович Штейнберг.

В докладе были освещены вопросы, связанные с количеством и качеством выборки в качественных исследованиях. И.Е. Штейнберг подчеркнул, что в традиции качественных исследований принято говорить не о выборке, а об отборе респондентов/информантов. Обычно количество случаев, необходимых для получения достоверных результатов в качественных исследованиях, не превосходит 50. Авторы, как правило, ссылаются на то, что так обстоит дело в большинстве опубликованных исследований, и не предлагают логического объяснения, почему это так. И.Е. Штейнберг полагает, что мы можем обосновать, какое количество случаев необходимо, ссылаясь на теорию «культурного консенсуса»: при достаточно гомогенной выборке наблюдается ограниченное число возможных позиций и мнений, так что точки насыщения – то есть повторяемости кодов и тем – мы достигаем, как правило, после шести-семи респондентов, иными словами, менее 10 интервью, как правило, необходимо, чтобы перейти к этапу интерпретации и обсуждения данных. 

И.Е. Штейнберг кратко рассказал о возможных стратегиях отбора случаев для качественных интервью. Участники имели возможность обсудить плюсы и минусы отбора типичных, экстраординарных (девиантных), критических случаев. Илья Ефимович специально остановился на ловушках излюбленного приема формирования выборки – метода «снежного кома». 

Очень ценной частью доклада стало обсуждение «восьмиоконной модели» обоснования выборки – авторской логической схемы, которая дает инструмент, позволяющий осознанно подходить к формированию представлений о том, какого рода респонденты/информанты необходимы исследователю и в каком количестве. Два измерения – типичность и экспертность (дискурсивная компетентность) – задают возможные стратегии отбора случаев для качественных интервью. Кроме того, сама экспертность может иметь разный характер, так что мы имеем несколько «окон», описывающих экспертов разного типа: типичный эксперт, ключевой эксперт, эксперт-теоретик. Встретить ключевого эксперта – для исследователя это всегда особая удача; случается и обратное, когда исследователь сталкивается с фигурой ложного эксперта. 

Обсуждение на семинаре проходило в интерактивном формате: докладчик предложил слушателям разыграть ситуацию конкретного исследования, выбрав тему. Слушатели активно включились в задачу построения выборки, тем самым получив возможность на практике освоить предложенный методологический инструмент. 

Илья Ефимович также анонсировал свою новую книгу по качественным исследованиям, которая должна выйти в ближайшее время и будет посвящена методу «длинного стола», предложенному Теодором Шаниным и реализуемому его учениками и коллегами. По сути, в процессе семинара на примере конструирования выборки в исследовании мотивации волонтеров Илья Ефимович показал его участникам, как работает такого рода рефлексивная коллегиальная практика обсуждения – метод «длинного стола». Согласно отзывам участников, семинар оказался для них очень полезным и интересным.     

Запись встречи


23 ноября, 18:30–20:30 (online)

Семинар «Исторический метод в рамках феноменолого-герменевтического подхода. Проблемы психологического исследования жизненного мира»

На примере проведенного исследования – анализа текстуальных данных загородных жителей (художественных и автобиографических текстов XVIII–XX вв. и самоотчетов современников в соцсетях)  – будет рассмотрена возможная стратегия изучения структуры жизненного мира. Предполагается, что жизненный мир изначально является обобщением смыслов, их взаимосвязей и конфигураций; и одновременно он обладает «средовой идентичностью». Методология исследования опирается на релевантный предмету исследования феноменологический подход, тематический анализ направлен на выявление смысловой структуры, а исторический метод – на динамику «преемственности» смыслов (их устойчивость — изменчивость в историческом контексте).

На семинаре мы обсудим методологические проблемы, с которыми сталкивается исследователь-качественник, работающий с текстуальными данными, созданными в разные исторические периоды. Как учитывать исторический контекст и жанр текстов, в то же время ставя задачу более глобального теоретического обобщения, нацеленного на описание смысловой структуры некоторого опыта (в данном случае это опыт загородной жизни)? Могут ли имеющиеся вариации феноменологического подхода в качественных исследованиях дать методологические ориентиры для анализа исторического материала? – таковы основные вопросы, вокруг которых нам хотелось бы построить разговор.

Данным семинаром мы открываем серию обсуждений феноменологического направления в качественной психологии.

Докладчик: Лола Кретова – психолог, писатель; в настоящее время работает над диссертацией в Институте психологии РАН; область научных интересов: онтология загородной жизни, онтологическая ностальгия, жизненный мир, методология качественных исследований.

Статья:

  1. Кретова Л.А. Смыслообразующий опыт загородной жизни бывших горожан: бытийный контекст. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Вып. 11(3). С. 265–283.

Новости


События