Вся психология в одном университете

О виртуальной реальности и уникальной магистерской программе МГППУ рассказывает профессор Владимир Селиванов

Новость

Виртуальная реальность

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ ВЛАДИМИР СЕЛИВАНОВ ответил на вопросы об особенностях магистерской программы МГППУ "Когнитивная психология":

селиванов.jpg (61 KB)

Расскажите, пожалуйста, почему такой предмет, как VR (виртуальная реальность) появился в учебном плане магистерской программы "Когнитивная психология"?

Содержание образования в МГППУ по магистерской программе «Когнитивная психология», вероятно, уникально. Магистранты изучили даже две дисциплины, связанные с VR: в первом семестре – «Психология виртуальной реальности», во втором – «Практикум по исследованию когнитивных процессов с применением гарнитуры виртуальной реальности». Это связано с тем, что когнитивная психология – самый передний край современной психологии на линии новейших компьютерных технологий. В когнитивной психологии психическое понимается в качестве компьютера. Человек осуществляет кодирование информации в ходе познания мира, саморегуляции. Виртуальная реальность – это высший продукт программирования и психологии восприятия, где с помощью шлемов, комнат, сервокостюмов и прочего у личности создаются особые образы – трехмерные, голографические. Сейчас не только когнитивная психология, но и обыденная жизнь уже почти немыслима без виртуальной реальности, элементы которой есть в телефонах, в домашних приборах. Но таких учебных дисциплин пока еще нет нигде в мире, кроме МГППУ. Это является заслугой  члена-корреспондента  РАО, директора Института экспериментальной психологии МГППУ ВЛАДИМИРА БАРАБАНЩИКОВА.

Что изучают студенты магистратуры и каким образом им это пригодится в дальнейшей трудовой деятельности?

В процессе обучения психологи изучают сущность виртуальной реальности, ее влияние на познавательные процессы, на бессознательные установки, личностные черты людей. Много внимания уделяется возможности практического использования технологий VR в образовании, промышленности, в тех профессиях, реальная тренировка профессиональных навыков в которых связана с риском для жизни. Виртуальная реальность может быть очень похожа на реальную жизнь. Под нашим руководством созданы обучающие программы по сложным темам по биологии, геометрии для старших классов средней школы, тренинговые программы по преодолению фобий. Эти программы очень эффективны за счет образов, возможности осуществлять действия с виртуальными объектами (имитирующими реальные действия), за счет изменения виртуальной сцены при ходьбе, поворотах головы. Пятнадцать-двадцать минут работы в обучающей программе увеличивает показатели в решении тестов по схожей проблематике в 1,5-2 раза у хорошо успевающих учеников, увеличивают креативность в 2-3 раза. Это большие изменения. Поэтому данные программы – ближайшее будущее жизни современного человека, подготовка психологов к которому уже начата. Я не мыслю серьезной и эффективной работы психолога в дидактике, психокоррекции, в подготовке военных, летчиков, железнодорожников и других специалистов без использования технологий VR.  На практических занятиях магистранты формируют навыки работы с самыми простыми техническими устройствами VR – картбордами, более сложным шлемом Z 800, и с новейшими шлемами WIVE фирмы HTC (крупнейший производитель шлемов VR на сегодня).

Явления VR новое в нашей жизни в целом и в психологии в частности. Многие абитуриенты еще год назад не могли предположить, что это может являться их будущей профессией. Расскажите кому это может быть интересно? Какому типу школьников? Чем должен увлекаться школьник, или будущий магистрант, чтобы пойти учиться на VR?

Это интересно любому нормальному человеку, потому что VR становится частью нашего бытия, еще одним бытием. VR-программы (дидактические и тренинговые) представляют собой сильное средство, воздействующее на психику, поэтому данные воздействия изучают прежде всего психологи. Все, кто интересуется психологией, а также программированием и просто работой с гаджетами, могут пойти учиться на психологию VR. Но скоро ее будут изучать (и это уже осуществляется) на любых факультетах психологии при подготовке профессионалов. Виртуальная среда, хотя часто и моделирует реальность полно, но более безопасна для личности. В VR - чистые сущности: под виртуальным дождем не промокнешь, в виртуальной аварии не пострадаешь, виртуальный дом не сгорит. Виртуальная реальность – это гибкая, изменчивая среда, созданная по воле и желанию человека. За ней настоящее и будущее человечества, поэтому чем раньше и полнее человек будет информирован о ней (есть и опасности, например, привыкание), тем спокойнее и увереннее он будет чувствовать себя в виртуальном пространстве.  

Подробнее о магистерской программе "Когнитивная психология"

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), Институт экспериментальной психологии