Детям с аутизмом сложно понять учителя из-за шума, доказали учёные МГППУ
Приоритет 2030
Сотрудники Московского государственного психолого-педагогического университета разработали психофизический тест «Слова в шуме». С его помощью они выяснили, что дети с расстройством аутистического спектра хуже воспринимают речь на фоне шума, чем их типичные сверстники, однако это не зависит от уровня интеллекта ребёнка и не связано с нарушением слуха. По мнению авторов исследования, полученные результаты помогут родителям и педагогам учесть особенности слухового восприятия детей с РАС при их обучении.
Тест «Слова в шуме» основан на экспериментальной парадигме. В ходе тестирования ребёнку через наушники предъявляются слова, которые он должен повторить вслух. Слова подобраны с учётом частоты их встречаемости в повседневной речи и соответствия словарю детей младшего школьного возраста. На аудиозапись слов наложен шум различной громкости двух типов: непрерывный, как водопад и шоссе, и амплитудно-модулированный шум, в котором есть краткие интервалы тишины, как речь нескольких одновременно говорящих людей.
Тест уже был использован: в нём приняли участие дети младшего школьного возраста с аутизмом и дети типичного развития. Во время этого исследования выяснилось, что дети с РАС, даже обладающие развитыми когнитивными способностями, могут испытывать трудности в классе просто из-за того, что шум вокруг мешает им понять речь учителя.
«Сейчас мы используем этот тест в исследовательских целях, однако потенциально он может использоваться и в практике специалистов, работающих с детьми с РАС — логопедов, клинических психологов, врачей, — для выявления детей со специфическими трудностями восприятия речи», — отметил сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи МГППУ Кирилл Фадеев.
Помочь детям с РАС улучшить слухоречевое восприятие в шумной обстановке могут FM-системы, которые включают удалённый микрофон (например, для учителя или родителя) и приёмники-наушники (для ребёнка). Наушник передает голос учителя прямо к уху ребёнка, увеличивая соотношение «сигнал — шум», при этом не заглушая окружающие звуки, так что ребёнок продолжает слышать мир вокруг, но речь учителя выделяется на общем звуковом фоне.
«В России FM-системы применяются при обучении детей с нарушениями слуха, однако их применение для детей с РАС с целью компенсировать трудности восприятия требует тщательного изучения, которое и является одной из целей нашего проекта», — пояснила заведующая Лабораторией комплексного исследования речи Ульяна Мамохина.
Исследование проводится в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» (национальный проект «Наука и университеты»)