О научной грамотности и методике развития исходных представлений обучающихся
Релиз
В завершающем 2021 год выпуске журнала «Психологическая наука и образование» (№6-2021) опубликованы научные статьи, подготовленные в рамках исполнения государственного задания Министерства просвещения РФ по теме: «Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач».
Марголис А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 5–24. doi:10.17759/pse.2021260601.
Аннотация:
Обращается внимание на тот факт, что в условиях пандемии научная грамотность граждан превращается из предмета социологических исследований в вопрос выживаемости самого общества. Подчеркивается, что отношение различных социальных групп и индивидов к вакцинации показывает реальное состояние научной грамотности и обнаруживает существенные проблемы в ее формировании. В статье рассматриваются основные этапы развития понятия естественно-научной (научной) грамотности и важность критической научной грамотности (critical science literacy) в условиях информационного потока, содержащего противоречивую научную информацию и экспертные мнения. Показана неэффективность существующих стратегий ее формирования без специально организованной работы по развитию исходных донаучных представлений у детей и взрослых.
Исаев Е.И., Марголис А.А., Сафронова М.А. Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 25–45. doi:10.17759/pse.2021260602.
Аннотация:
Представлено психолого-педагогическое обоснование методики развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе. В качестве методологического основания разработки данной методики определены идеи Л.С. Выготского о целостном и едином процессе развития понятий в процессе обучения. Подчеркивается ключевая идея разработки методики работы с исходными представлениями обучающихся при формировании математических и естественно-научных понятий: выявление и совместное обсуждение имеющихся у детей наивных представлений, рефлексивное оценивание различных взглядов на изучаемое предметное понятие, согласование мнений и оценок. Представлен анализ основных подходов и практик работы с исходными представлениями обучающихся, выработанных в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях. Отмечается, что общепризнанной методики развития исходных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе не разработано, но фиксируются найденные в педагогической практике эффективные приемы работы учителей с исходными математическими и естественно-научными представлениями. Подчеркивается важность психологической и методической подготовки педагогов в работе с исходными представлениями обучающихся при формировании научных предметных понятий.