Вся психология в одном университете

Акция «Научный полк». Теплов Борис Михайлович - история создания работы "Ум полководца"

Анонс

2022-04-25 Акция «Научный полк». Тепляков Борис Михайлович - история создания работы

В рамках акции «Научный полк» мы публикуем материалы, посвященные вкладу знаменитых ученых-психологов в Великую Победу. В этих публикациях рассказываем о том, как Великая Отечественная война повлияла на развитие науки и о ее восстановлении в послевоенные годы. 

Сегодня знакомим вас с историей создания работы «Ум полководца». Она была написана во время Великой отечественной войны основателем отечественной школы дифференциальной психофизиологии Борисом Михайловичем Тепловым. Борис Михайлович изучал врождённые задатки и развиваемые способности, характер, темперамент, разрабатывал методы их объективной диагностики и измерения. Занимался проблемой индивидуально-психологических различий, особое внимание он уделял вопросам способностей и одаренности, их развития, структуры, природных предпосылок, разнообразия проявлений, понимая под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Книга использовалась для оказания помощи советским командирам и политрукам. Впервые работа была напечатана в сокращенном виде в 1943 г. под названием "Ум и воля военачальника" и вторично в 1945 г. в более полном виде – под названием "К вопросу о практическом мышлении". В книге своих избранных трудов ("Проблемы индивидуальных различий", 1961) Теплов дал новое и окончательное название этой работе – "Ум полководца". Борис Михайлович показал в этой работе, что хотя основные элементы мышления едины, они своеобразно функционируют при решении тактических и стратегических задач. В нем должны присутствовать такие черты, как "схватывание" целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др. Его книга является одним из самых глубоких и талантливых исследований в области военного интеллекта.

Вот цитата из этой выдающейся работы:

Деятельность полководца предъявляет исключительно высокие требования к уму. …В то же время ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума… Изучение умственной работы полководца представляет … не только практический интерес, но и большое значение с точки зрения построения психологии мышления". 

До Великой Отечественной войны Б.М. Теплов изучал врожденные задатки и способности, их влияние на формирование индивидуального стиля деятельности, разрабатывал методы объективной психодиагностики характера и темперамента человека. Результаты своих многолетних исследований Б.М. Теплов обобщил в докторской диссертации 1940 г. "Психология музыкальных способностей". Великая Отечественная война поставила перед исследователем новые задачи.

Когда фашисты подходили к Москве, началось массовое патриотическое движение среди интеллигенции за вступление в ополчение. Вместе с другими в ополчение вступил и сотрудник Психологического института Б.М. Теплов. Московское народное ополчение было плохо вооруженной и необученной массой, которая была выставлена живым заслоном перед надвигавшейся немецкой армадой. В живых остались немногие. Теплова спасло чудо: в последний момент перед выдвижением на боевые позиции он получил предписание вернуться в Москву для выполнения работ оборонного значения.

Вновь обращаясь к проблеме индивидуальных различий, Б.М. Теплов в военные годы искал ответ на вопрос, каким образом военачальник принимает решения в условиях боевой деятельности и какие требования предъявляет к нему война.

В его работе речь идет о выявлении общих умственных способностей, качеств ума, требуемых для определенных видов деятельности. Теплов анализирует особенности отдельных выдающихся полководцев прошлого, таких как Суворов, Кутузов, Наполеон. Он раскрывает значение личностных качеств для успешного выполнения деятельности военачальника по управлению войсками. По мнению Теплова, именно субъект совершает выбор способов деятельности, творит и оценивает происходящее. Каждый достигает результата по-своему, и в этом проявляется индивидуальность. Теплов пишет: "Бывают полководцы с относительно ровной и неизменной умственной работоспособностью; их ум производит впечатление работающего всегда на полной нагрузке. Таковы, например, Наполеон или Петр Первый, но эта ровность лишь относительная. И у них обострение опасности вызывает повышение умственной деятельности. Наполеон по мере возрастания опасностей становился все энергичнее. Другие полководцы характеризуются чертой, которую можно назвать своеобразной экономией психических сил. Они умеют в острые моменты осуществлять максимальную мобилизацию всех своих возможностей, в обычное же время кажутся равнодушными, вялыми и малоактивными. Правда, в это время у них может развертываться большая подготовительная работа, но она имеет глубоко скрытый характер. Таков был М.И. Кутузов, в спокойные минуты производивший впечатление ленивого и беззаботного. Но в том-то и дело, что в необыкновенных случаях Кутузов всегда был на своем месте. Суворов нашел его на своем месте в ночь штурма Измаила; русский народ нашел его на своем месте, когда наступил необыкновенный случай 1812 года".

Вначале Теплов выделяет два главных качества полководца – ум и волю. Затем он выявил необходимость совмещения противоположных качеств мышления: быстроты и неторопливости, осторожности и смелости, гибкости и устойчивости, возможности охватить целое и детали.

Теплов определил важное место способности предвидеть изменения обстановки и целеустремленно решать задачи в условиях повышенной опасности. Теплов отмечает, что особое значение для роста способностей имеют знания и образованность, кроме того, личностные особенности, индивидуальные особенности эмоционально-волевой регуляции поведения оказывают значимое влияние на продуктивность мышления и интеллектуальные свойства военачальника. Одаренность полководца, по мнению автора, проявляется в единстве интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, и это единство, является психологической предпосылкой успешной деятельности военачальника. Для военачальника важное значение имеет не только "выдающийся ум и сильная воля", но и "способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности, то есть эмоциональная устойчивость".

Работа Б.М. Теплова стала образцом изучения практической деятельности военачальника и приобрела общетеоретическое значение для психологии. Она пронизана духом патриотизма и имеет большое образовательное и воспитательное значение. В годы войны с ней знакомились военачальники, офицеры штабов, политработники. И в наше время эта работа Б.М. Теплова, в которой четко обозначены наиболее важные аспекты профессиональной подготовки командного состава вооруженных сил, не утратила своего практического значения.

Борис Михайлович Теплов был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями Ушинского и "За оборону Москвы".

Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ)