Вся психология в одном университете

Никита Лаврешкин: «Gap year не помешал бы и российским выпускникам школ»

СМИ о нас

Никита Лаврешкин: «Gap year не помешал бы и российским выпускникам школ»

Фото: Максим Платонов

На Западе после окончания школы подростки имеют возможность взять себе так называемый gap year. На этот год они делают паузу в учебе, ищут себя и выбирают, куда пойти учиться дальше. В России же система образования выстроена таким образом, что приходится делать выбор уже в старшей школе, чтобы было время подготовиться к профильным ЕГЭ — а это рано, предупреждает психолог Никита Лаврешкин. Старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ в авторской колонке для «Реального времени» рассказывает, как можно улучшить систему профориентации и помочь подростку определиться с будущей профессией, даже если он любит только «шпилить» в видеоигры. Среди рекомендаций — посетить различные университеты на дни открытых дверей и почувствовать, откликается ли эта среда. Кроме того, важно научить школьника рефлексировать и отвечать на принципиальные вопросы о себе.

Возраст, в котором подросток может определиться со своей будущей профессией, зачастую наступает позже, чем в 8—9-м классе школы. А ведь именно к этому периоду необходимо определиться с профильными ЕГЭ, к сдаче которых предстоит готовиться ближайшие годы. Хотя, конечно, все очень индивидуально. Если оглянуться на западный опыт, то там подростки заканчивают школу и часто берут себе так называемый gap year (годичный перерыв между школой и вузом). Это год, когда они берут паузу в учебы, ищут себя, подрабатывают и выбирают место, куда они могут пойти учиться дальше.

А у нас система выстроена таким образом, что приходится делать этот выбор уже в старшей школе. И даже не в 11-м, а в 8—9-м классах, чтобы было время подготовиться к профильным ЕГЭ. А это рановато, потому что в этом возрасте человек еще в должной мере не знаком с миром профессий, он еще недостаточно самоопределившаяся личность. Подростковый возраст — он про рефлексию, самопознание, развитие самосознания. Это достаточно продолжительный процесс. И чтобы человеку самоопределиться, нужно больше, чем два-три класса.

Читать статью полностью на сайте интернет-издания "Реальное время"

Источник: Факультет "Юридическая психология"