Как измерить межкультурную компетентность педагога обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

Новость

Как измерить межкультурную компетентность педагога

15 сентября 2022 состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

С докладом «Разработка и апробация теста ситуационных суждений для измерения межкультурной компетентности педагога» выступил Олег Евгеньевич Хухлаев, к.психол.н., доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

В своем докладе автор представил основные результаты создания и апробации Теста ситуационных суждений ТСС-МКК, предназначенного для измерения межкультурной компетентности педагога в форме поведенческих предпочтений в профессиональной области взаимодействия с учащимися и их родителями.

Примененный подход позволяет более эффективно, чем опросные методы, диагностировать поведенческие аспекты межкультурной компетентности в определенной профессиональной сфере. ТСС-МКК состоит из 18 ситуаций-кейсов из педагогической практики и может быть эффективно использован для оценки предпосылок межкультурной успешности у российских педагогов.

Доклад вызвал живую и заинтересованную дискуссию участников семинара. Дискуссанты отметили большую значимость исследований межкультурной компетентности, определение и операционализацию этого понятия, сложность его теоретического обоснования.

В своем выступлении дискуссант Альбина Александровна Нестерова, д.психол.н., доцент, профессор кафедры социальной психологии  Московского Государственного Областного Университета отметила многоплановость изучаемого конструкта, методологию измерения, акцентирующую внимание на поведенческом компоненте, затронула вопросы валидизации таких методик (прогностическая, конвергентная и дивергентная валидность).

Дискуссант Екатерина Валерьевна Бушина, к. психол. н., с.н.с., зам. директора Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ подчеркнула весомый вклад, который вносят такие разработки в межкультурную психологию, выделила проблему социальной желательности ответов респондентов в таком контексте, а также предложила шире рассматривать проблему межкультурных различий – не только этнических, но и религиозных, гендерных и т.д.

В своем выступлении дискуссант Наталия Валерьевна Дроздова, к.психол.н., доцент, директор Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка отметила актуальность обсуждаемой тематики культурных различий и подчеркнула, что в Республике Беларусь используется подход изучения межкультурных проблем через культурный интеллект.

Видеозапись вебинара 

Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 13 октября 2022 года.

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"

Связанное событие: Вебинар «Разработка и апробация теста ситуационных суждений для измерения межкультурной компетентности педагога»