Организаторы семинара:
- Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ),
- Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ),
Руководители семинара:
- Марина Геннадьевна Сорокова, руководитель научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
- Елена Юрьевна Карданова, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук
Зарубежные партнеры семинара:
- Дроздова Наталия Валерьевна, директор Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (БГПУ), Минск (РБ), доцент, кандидат психологических наук
Информационный партнер семинара:
- портал психологических изданий PsyJournals.ru
Основные направления работы семинара связаны с проблематикой измерений в психологии и образовании и исследований в русле доказательного подхода, разработки и валидизации современного психодиагностического инструментария в соответствии с международными стандартами, а также с тематикой анализа больших данных и data-driven подходом в управлении образованием в контексте процессов его цифровой трансформации, оценкой эффективности применения цифровых технологий в образовании и развитием data-компетенций педагогических и управленческих кадров сферы образования.
Семинар нацелен на содействие реализации доказательного подхода в психологии и образовании с целью повышения эффективности мер воздействия на социальную сферу и совершенствования социальной политики. Социальная сфера затрагивает интересы миллионов людей, и решения о вмешательствах и реформах в этой области должны приниматься не методом проб и ошибок, а на основе результатов научных исследований с применением технологий с доказанной эффективностью, стандартизованных методик психолого-педагогических измерений, прозрачных и заслуживающих доверия процедур сбора эмпирических данных, адекватных количественных методов анализа данных с использованием стандартных статистических пакетов и правильной интерпретации результатов. Результаты исследований должны быть воспроизводимыми и вызывать доверие международного научного сообщества, а базы данных - общедоступными, что соответствует тенденции открытой науки.
Семинар ориентирован также на профессиональное обсуждение результатов исследовательских и проектных работ, экспертных позиций, консолидацию профессионального сообщества и интеграцию разработок в реализацию нацпроектов «Образование», «Наука», в Национальную систему управления данными, Национальную систему оценки качества образования, Национальную систему квалификаций, Национальную систему профессионального роста педагогических и управленческих работников образования.
Приглашаются специалисты в области измерений в психологии и образовании, разработчики психодиагностического инструментария, руководители и преподаватели высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, школ, учреждений дополнительного профессионального образования, широкий круг специалистов и экспертов в области оценки развития российского образования через цифровые технологии и разработки стратегии управления процессами цифровой трансформации.
Семинар проходит онлайн в форме вебинаров – каждый 2-й четверг месяца.
КАЛЕНДАРЬ ВЕБИНАРОВ
Модератор :
- Марина Геннадьевна Сорокова, д.пед.н., к.ф.-м.н., руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ
Дата: 13.02.2025
Тема семинара: Анализ инвариантности при стандартизации психодиагностического инструментария в России и Беларуси
Докладчики:
- Радчикова Наталия Павловна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ
- Радчиков Андрей Сергеевич, лаборант-исследователь Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ
Дискуссанты:
- Чумаченко Дмитрий Валерьевич, младший научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ
- Семенова Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и конфликтологии Российского государственного социального университета (РГСУ), филиал в Минске (Республика Беларусь)
Дата: 13.03.2025
Тема семинара: Житейские представления об образовании или научный подход: чему верят учителя и студенты?
Докладчики:
Адаскина Анна Анатольевна, к. псх. н., доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ
Семилетова Анна Николаевна, к. пед. н., доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ
Радчиков Андрей Сергеевич, лаборант-исследователь Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ
Со-докладчики, дискутанты:
Нечаев Николай Николаевич, д. псх. н., профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», МГППУ
Авдеева Наталия Николаевна, к. псх. н., профессор кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования имени профессора Л.Ф. Обуховой», МГППУ
Дата: 10.04.2025
Тема семинара: Прогнозирование академической успешности подростков в цифровой образовательной среде (на основании мотивационных характеристик)
Докладчики:
Мерикова М.А., аспирант, МГППУ
Радчикова Н.П., к. псх. н., доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ
Со-докладчики, дискутанты:
Никитская М.Г., к. псх. н., преподаватель кафедры социальной психологии развития факультета "Социальная психология", МГППУ
Федоров В.В., старший научный сотрудник НПЦ по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ
Дата: 22.05.2025
Тема семинара: Измерение субъективного благополучия в школе на протяжении всей школы
Докладчик:
Канонир Т.Н., PhD, научный сотрудник, Центр психометрики и измерений в образовании, Институт образования, НИУ ВШЭ
Талов Д.П., аспирант НИУ ВШЭ
Кудряшов М. (студент МП SOLA)
Со-докладчики, дискутанты:
Обухов А.С., к.псих.н., ведущий эксперт, Институт образования НИУ ВШЭ
Дата: 05.06.2025
Тема семинара: Нейросетевая модель психодиагностики индивиидуально-личностностных особенностей детей и подростков с помощью теста «Рисунок человека»
Докладчик:
Алексейчук А.С., доцент кафедры «Цифровое образование», ФГБОУ ВО МГППУ
Булыгина М.В., к. псх. н., доцент кафедры детской и семейной психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ
Аитов В.Г., начальник Управления информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ
Со-докладчики, дискутанты:
1. Клопотова Е.Е., доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования», старший научный сотрудник сектора "Центр психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки" Центра междисциплинарных исследований современного детства
2. Уточняется
Дата: 18.09.2025
Тема семинара: Эффективность цифровых инструментов в мониторинге и оценке: опыт образовательных проектов в Киргизии
Докладчик:
Омуркулова Ч.М., аспирант, Центр психометрики и измерений в образовании, Институт образования, НИУ ВШЭ
Со-докладчики, дискутанты:
Сегизбаева Назгуль Капаровна, к. пед. н., и.о. доцента, декан русской филологии КГУ имени И. Арабаева
Дата: 16.10.2025
Тема семинара: Сценарный подход для измерения сензитивных конструктов: кейс оценки этического поведения
Докладчики:
Канонир Т.Н., PhD, научный сотрудник, Центр психометрики и измерений в образовании, Институт образования, НИУ ВШЭ
Манина В.А., к.псих.н., научный сотрудник, Центр психометрики и измерений в образовании, Институт образования, НИУ ВШЭ
Сторчевой М.А., к.э.н., доцент, НИУ ВШЭ
Со-докладчики, дискутанты:
Антипкина И.В., к.п.н., старший научный сотрудник, завед.лабораторией, Центр психометрики и измерений в образовании, Институт образования
Дата: 20.11.2025
Тема семинара: Автоматическая генерация заданий с помощью ИИ: возможности и вызовы
Докладчик:
Карданова Е.Ю., к.ф-м.н., научный руководитель, Центр психометрики и измерений в образовании, Институт образования, НИУ ВШЭ
Со-докладчики, дискутанты:
Карлов И.А., к.т.н., завед. Лабораторией цифровой трансформации образования, Институт образования, НИУ ВШЭ
Дата: 11.12.2025
Тема цикла: Измерения и анализ данных в психологии и образовании
Тема семинара: Контекст имеет значение: как предметная специфика влияет на оценку критического мышления?
Докладчики:
Тарасова К.В., к.п.н., директор Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования, НИУ ВШЭ
Талов Д.П., аспирант НИУ ВШЭ
Со-докладчики, дискутанты:
Пащенко Т.В., гл.эксперт, завед. Лабораторией проектирования содержания образования, Институт образования, НИУ ВШЭ