Марина Геннадьевна Сорокова

Марина Геннадьевна Сорокова

руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, профессор кафедры прикладной математики факультета "Информационные технологии" МГППУ, член Научно-экспертного совета МГППУ

ученая степень: доктор педагогических наук (научная специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, 2004 г.), кандидат физико-математических наук (1992 г.)

награды, премии, звания: медаль им. Г.И. Челпанова (II степени) «За вклад в развитие психологической науки» (2014 г.)

уровень образования: высшее, механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1987)

направление подготовки и специальности: Математика

квалификация: Математик

данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:

  1. Обучение по программе ДПО «Практическое применение методов машинного обучения в data-driven подходе», ФГАОУ ВО НИЯУ МИФИ (2020)
  2. Обучение по программе ДПО «Научная коммуникация психолога: основные формы представления результатов исследования на английском языке», МГППУ (2020)
  3. Обучение по программе «Создание электронных учебных курсов в системе MOODLE для реализации образовательных программ в вузе» в МГППУ (2018)
  4. Участие в цикле онлайн-семинаров Web of Science – Clarivate Analytics «Практические рекомендации по публикации в международных журналах» (2018)
  5. Обучение по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» в МГППУ (2015)
  6. Обучение по программе «Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе» лаборатории «Гуманитарные технологии», научный руководитель А.Г. Шмелев (2012)
  7. Обучение в докторантуре Московского педагогического государственного университета (МПГУ) по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» (2001-2003)
  8. Окончила годичные курсы Международной ассоциации Монтессори (AMI) в Мюнхенском социально-педиатрическом центре (Германия, октябрь 1992 – июль 1993), обладатель AMI-диплома

общий стаж работы: 28 лет

стаж работы по специальности: 27 лет

научные интересы:

  1. цифровые технологии в высшем образовании, возможности и риски обучения в цифровой среде средствами электронных курсов
  2. математические методы анализа эмпирических данных в психологических и педагогических исследованиях
  3. педагогическая система М. Монтессори в России и за рубежом

читаемые дисциплины:

  1. Математические методы в психологии (бакалавриат, специалитет)
  2. Количественный анализ эмпирических данных (бакалавриат, специалитет)
  3. Математика и математическая статистика (бакалавриат)
  4. Статистические методы и математическое моделирование в психологии (специалитет)
  5. Методология исследований в клинической психологии (специалитет)
  6. Статистические и математические методы в психолого-педагогических исследованиях (магистратура)
  7. Практикум: обработка данных психолого-педагогических исследований в SPSS (магистратура)
  8. Научно-методологический семинар (магистратура)
  9. Воспитание и обучение дошкольников по системе М. Монтессори (ФПК)

членство в диссертационных советах и редколлегиях научных журналов

Член объединенного Диссертационного совета Д-999.035.02 при Московском государственном психолого-педагогическом университете и Академии управления МВД России.

Член редколлегии журнала «Психолого-педагогические исследования» 

участие в отечественных проектах (грантах) 

  1. Выполнение работ по проекту «Разработка методических рекомендаций по функционированию психологических служб в общеобразовательных организациях», государственный контракт № 2020-02-К от 28 октября 2020 года.
  2. Выполнение работ по Государственному контракту № 05.020.12.0005 от 25.04.2016 г. по проекту: «Учебно-методическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».
  3. Разработала адаптированный учебно-методический комплекс (АУМК) по дисциплине «Математические методы в психологии», включающий онлайн-курсы для студентов с инвалидностью, направленные на формирование общепрофессиональных компетенций. Разработала онлайн-курсы для сетевого взаимодействия по дисциплине «Математические методы в психологии» для студентов с нарушениями зрения, слуха, с повреждениями опорно-двигательного аппарата.
  4. Выполнение работ по Государственному контракту № 05.015.11.0010 от 14.06.2016 года по проекту: «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогичекие науки (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог начального общего образования»)».
  5. Выполнение работ в рамках государственного задания по теме «Мониторинг выявления одаренных детей» (ГРЦО МГППУ, 2012 – 2013).
  6. Выполнение работ в совместном проекте ПИ РАО и МГППУ на тему «Комплексный подход в диагностике метапредметных результатов начального школьного образования в соответствии с новыми образовательными стандартами» в ЦАО Москвы (2011 – 2012).

публикации в СМИ:

  1. Публикация на МИА «Россия сегодня» (РИА «Новости») от 27.08.2018 «Теория зависти»: Психологи показали «темную сторону» перфекционизма.
  2. Публикация РИА «Новости» от 26.12.2019 «Российские психологи исследовали механизмы криминальной агрессии»
  3. Публикация в профессиональном интернет-издании «Психологическая газета», авторы Гаранян Н.Г., Сорокова М.Г., Захарова Ю.В. «Этические установки российских психологов-консультантов»

основные публикации:

  1. Sorokova, Marina G. (2020) Skepticism and learning difficulties in a digital environment at the Bachelor's and Master's levels: are preconceptions valid? // Heliyon, V. 6, Issue 11, E05335. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05335
  2. Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. С. 44–58. doi:10.17759/pse.2020250204.
  3. Гаранян Н.Г., Захарова Ю.В., Сорокова М.Г. Этические установки российских психологов-консультантов: область разногласий и потенциальных конфликтов // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 1. С. 87–112. doi:10.17759/cpp.2020280106.
  4. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 36–50. doi:10.17759/pse.2020250104.
  5. Марголис А.А., Пономарева В.В., Сорокова М.Г. Особенности «российского Хирша»: предикторы цитируемости научных статей в РИНЦ // Вопросы образования. 2020. № 1. С.230 – 255. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-230-255 (в соавт., 1,56 п.л. /0,52 п.л.) https://vo.hse.ru/2020--1/352412699.html
  6. Гаранян Н.Г., Шарапова А.В., Сорокова М.Г., Микита О.Ю., Бойко С.Л. Перевод, апробация и первичная психометрическая оценка опросника тревоги на рабочем месте Б. Мушалла и М. Линдена (JAS) // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 4. С. 9–34. doi:10.17759/cpp.2020280402 https://psyjournals.ru/mpj/2020/n4/Garanyan_Sharapova_et_al.shtml
  7.  Сафуанов Ф.С., Сорокова М.Г., Соковец А.К. Про- и антиагрессивные личностные факторы у обвиняемых с психическими расстройствами в преступлениях против личности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 158–177. doi:10.17759/psylaw.2019090312 (в соавт., 1,19 п.л. /0,40 п.л.) https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/n3/109389.shtml
  8. Сорокова, М.Г. Математические методы в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие / М.Г. Сорокова. – М. : Неолит, 2020. – 216 с. DOI 10.17759/psychlib/978-5-6043562-0-3 (13,5 п.л.)
  9. Сорокова, М.Г. Воспитание и обучение дошкольников по системе М. Монтессори : Учебное пособие / М.Г. Сорокова. – М. : Неолит, 2020. – 440 с. (27,5 п.л.)
  10. Перфекционизм, зависть и конкурентные установки в студенческой среде / Н.Г. Гаранян, А.Ю. Клыкова, М.Г. Сорокова // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 2. С. 7–32. doi:10.17759/cpp.2018260202
  11. «Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования / Д.Г. Сороков, М.Г. Сорокова // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 57–66. doi:10.17759/pse.2017220507
  12. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс] / А.З. Зак, М.Г. Сорокова // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 1. С. 1–14. doi:10.17759/psyedu.2017090101
  13. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» / А.Б. Холмогорова, С.В. Воликова, М.Г. Сорокова // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 4. С. 97–125. doi:10.17759/cpp.2016240405
  14. Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников : учебное пособие / М.Г. Сорокова, Д.Г. Сороков – Москва : Форум, 2015. – 400 с.
  15. Методы математической статистики в психологии : учебное пособие / М.Г. Сорокова. – Саарбрюкен : Palmarium Academic Publishing, 2014. – 405 с.
  16. Стандартизация теста «СПМ Плюс Равена» на московской выборке / М.Г. Сорокова, В.С. Юркевич // Дефектология. – 2014. - № 6. – С. 28–37.
  17. Феномен неограниченного сексуального поведения в современном обществе: патологические тенденции культуры или патология личности? // М.А. Конина, А.Б. Холмогорова, М.Г. Сорокова // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 2. С. 88–118.
  18. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования / М.Г. Сорокова – 6-е изд., стер. – Москва : Изд. центр «Академия», 2014. – 384 с.
  19. Апробация опросника Г.А. Цукерман «Всегда — иногда — никогда» для диагностики метапредметных навыков учащихся пятых классов / М.Г. Сорокова // Культурно-историческая психология. 2013. № 2. С. 73–80.
  20. Features of perception of the family systems state by married couples from clubs of the young families / D.G. Sorokov, M.G. Sorokova // International Journal of Developmental and Educational Psychology. INFAD : Revista de Psi Año: XXV, № 1-Vol. 1. Badajoz, España, 2013.– P. 31–46.
  21. Математические методы в психологии : непараметрическая статистика : учебное пособие / М.Г. Сорокова. – Москва : МГППУ, 2011. – 280 с.
  22. Система М. Монтессори в парадигме реформаторской педагогики : Монография. – Москва : Прометей, 2003. – 152 с.
  23. Монтессори-педагогика: вопросы теории и методики / М.Г. Сорокова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 10. – С. 101–109. – 2000. – № 10. – С. 70–77. – 2000. – № 12. – С. 48–60.
  24. «Жизненная практика» и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори: учебное пособие / М.Г. Сорокова. – Москва : МПГУ, 1998. – 316 с.
  25. Математика по  методу  Монтессори  в детском саду и школе: учебное пособие / М.Г. Сорокова. – Москва : МПГУ, 1997. – 520 с.

Публикации на PsyJournals

Публикации в РИНЦ

Адрес: Москва, Открытое ш., д. 24, стр. 27, каб. 411 (кафедра)

График работы: согласно расписанию


Телефон:   +7 (499) 256-66-17

E-mail:   SorokovaMG@mgppu.ru

Контакты

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д.29, каб. 308

Телефон: +7(495)632-99-83

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00

E-mail: psydata@mgppu.ru