Вся психология в одном университете

ДЕТИ НА БАТАРЕЙКАХ

Новость

Малышне XXI века достаточно заменить батарейку, чтобы игрушка ожила

 

В Московской городской Думе есть комиссия по науке и образованию. Недавно ее члены всерьез задумались, во что играют дети, в том числе их собственные. Санитарно-гигиеническая экспертиза игрушек в стране существует, а вот кто в ответе за их морально-этическую сторону? Скорее всего этим аспектом должны заниматься детские психологи, решили депутаты. Полагаясь на их мнение, взрослые будут уверены, что игрушки воспитывают в подрастающем поколении только лучшие качества.

База для проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек в столице уже подготовлена. В течение ряда лет проблемой ее организации занимаются специалисты Московского городского психолого-педагогического университета. При МГППУ создан Центр игры и игрушки, в котором уже сегодня проводятся подобные исследования. О том, что вызывает особое нарекание детских психологов, корреспонденту «МП» рассказала руководитель центра Елена Смирнова.

- Во-первых, возраст на коробках с игрушками указывается от фонаря: от 3 лет, например. При этом трехлетний и, скажем, десятилетний ребенок предпочтут совершенно разные игрушки - надпись же подразумевает обратное. Во-вторых, у нас стало слишком много «умных» игрушек, которые сами говорят, ходят, танцуют. Какую, спрашивается, игру может организовать ребенок с куклами и мишками, которые все делают за него?

Мода последнего времени - дарить малышам (до 5 лет) радиоуправляемых роботов. Позвольте, говорят детские психологи, но такая игрушка годится для детей старшего возраста и то лишь с той точки зрения, что им должно быть интересно, как она устроена. Вот прежние поколения были очень любознательными. Родителям современных детей, когда они еще сами бегали в коротких штанишках, надо было обязательно разобрать вещь, заглянуть внутрь, получить за это нагоняй от мамы, папы, но испытать радостное чувство первооткрывателя. Сегодня же игра сводится к простому потреблению возможностей технически навороченных роборапторов и робопетов.

- Дети потеряли самое важное - внутренний диалог с игрушкой. Ведь по сути игра – это особое действо, особое пространство, в котором живет ребенок. Он должен сам ее создавать, учиться фантазировать, а не тупо манипулировать предметами, - говорит Елена Смирнова.

Недавно в руки экспертов центра попала игрушка, от которой они пришли в ужас. Специалистом предстояло оценить голову манекена, которую предлагают детям, чтобы те постигали парикмахерское искусство. Для цирюльников или тех, кто только учится, эта кукла, наверное, действительно пригодилась бы. А вот девочкам-первоклашкам такое чудо-юдо дарить не рекомендуется. С точки зрения детской психологии, эта «игрушка» - не более чем отрезанная голова, с которой к тому же можно снять скальп (в наборе с манекеном прилагается несколько париков). Вердикт: не одобрено. Точка.

С выбором кукол у нас вообще очень большие проблемы. Попробуйте найдите лялю, у которой искренне детское выражение лица! Таких единицы. Большинство же орущие и писающие подобия детей с застывшими надменными физиономиями. Последний писк кукольной моды можно выразить двумя словами – верх конкретности. Детям стала доступна миниатюрная Анастасия Волочкова, а на место американского Кена претендует не столь смазливый, зато успешный отечественный продюсер - игрушечный Иосиф Пригожин.

Между тем кукла – это не что иное, как модель человека. Ребенок, соприкасаясь с куклой телесно, подсознательно начинает подражать ей. А мы-то думаем, в кого это у нас девочки такие пошли? Ведут себя вызывающе, одежда - с претензией на стиль, на лицах читается сексуальная припухлость нимфеток, вместо движений – ломаные позы, как будто это не люди, а шарнирные болванчики, которым для полного счастья не хватает только света камер, ведь публичным быть круто.

Это даже не Барби. Культовая игрушка уступила свой трон пластиковым куклам-муклам, которым с виду 14 - 16 лет. Анорексичный образ, большие глаза, как у девочек из японского аниме, прямые волосы, практически отсутствующая грудь у Сони, Тани, Майи, Лизы, Анны, Лоры (мукл создано всего шесть) как нельзя лучше отражают гламурные тенденции. Психологам эти куклы напоминают детей, страдающих олигофренией. В одном из интервью создатель мукл Полина Волошина уточнила, что «вообще-то эти куклы замышлялись не для детей». Чего же ради, спрашивается, они продаются в «Детском мире»?!

Родители, присмотритесь внимательно: на коробках с куклами не стоит разработанный московскими специалистами знак качества: «Детские психологи рекомендуют». Знак этот еще не очень популярен, присвоен не всем игрушкам, настольным и компьютерным играм, но в обозримом будущем ситуация должна измениться. Ни о какой цензуре на игрушки, о которой говорят депутаты, с подозрением относящиеся к психолого-педагогической экспертизе, речи здесь не идет. Сотрудники центра сами отмечают, что не могут запретить или даже осудить публично ту или иную вещь. Их задача - рекомендовать. Правда, мы знаем, как у нас взрослые относятся к советам, потому нет никакой уверенности, что психическое здоровье детей не пострадает. Да и была ли их психика хоть когда-нибудь действительно защищена в нашей стране от кукол-уродцев?

Раньше при Министерстве образования существовала Федеральная экспертная комиссия, которая проводила психологическую экспертизу игрушек. Лет 10 назад она развалилась. А три года назад подобную экспертизу начали проводить психологи центра, который возглавляет Е.С. Смирнова. За это время, пока никто не отслеживал, какие игрушки стоят на прилавках, их рынок перестал быть централизованным, магазины заполонила китайская продукция (по показателям 2006 года, она составила 86 процентов). Что же касается отечественных игрушек, то их в настоящее время на рынке не более 10 процентов. Когда ситуация изменится, никто не знает - Россия сегодня испытывает колоссальные трудности не только с сырьем для игрушек, но и с кадрами для этой отрасли.

- Пока основным достоинством игрушек, с точки зрения их производителей и продавцов, остается покупаемость, - резюмирует Елена Смирнова. - Детские психологи это знают, поэтому у нас есть несколько рекомендаций родителям, решившим сделать подарок своим малышам. Во-первых, игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. Во-вторых, ребенок должен принимать в игре непосредственное участие (игрушка должна открывать простор для его инициативы). В-третьих, родители не должны лениться, а включаться в игру, чтобы ребенку было интересно. И, конечно, игрушка должна быть привлекательной, чтобы у детей, глядя на нее, не возникала ассоциация с монстром.

Мария Веденичева

Московская Правда

5 июня 2007