Вся психология в одном университете

Почти как балет. Чем уникальна российская система образования в детсадах?

СМИ о нас

2022-11-18 Почти как балет. Чем уникальна российская система образования в детсадах?

ФОТО: Детский сад в СЗАО Москвы. АГН Москва / Aif.ru

Для детских садов разработали новую федеральную образовательную программу. В ней сделан акцент на формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Также особая роль отводится этнопедагогике – обучению с опорой на фольклор, традиции и обычаи разных народов, которые живут в России.

Что изменится в работе педагогов детсадов? Неужели малышей усадят за парты и будут теперь учить, как в школе? Разобраться в нововведениях aif.ru помогла заведующая кафедрой дошкольной психологии и педагогики Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Бурлакова.

За парты не посадят?

– Ирина Анатольевна, общественности представили новую образовательную программу для детсадов. Но уже раздались голоса критиков – зачем нужна новая программа, если и старая хорошо работала?

– Это не новая программа, это программа, которая задает определенную обязательную часть и единые требования к тому, что именно должны усваивать малыши: знакомство с окружающим миром, отчасти с историей Родины, доступной для дошкольников, приобщение малышей к духовным ценностям. На последнем действительно сделан акцент. Однако у садов есть возможность соединять эту программу с чем-то своим, наработанным. У педагогов сохранится выбор: они смогут использовать только федеральную программу или разрабатывать свою, дополняя обязательную часть вариативной. Программа написана в полном соответствии с документами, которые регулируют дошкольное образование: Федеральными государственными образовательными стандартами, законом «Об образовании в РФ», СанПиНами, которые заботятся о здоровье детей.

А вот формы и методы работы с маленькими детьми остаются прежними, соответствующими их возрасту. С детьми будут так же играть, рисовать, танцевать. Никто не собирается сажать детей за парты. Да, занятия по подготовке к грамоте не всегда можно проводить, играя. Какие-то задания дети могут выполнять за столами. Но это не значит, что все теперь будет, как в школе.

Акцент на семейные ценности

– Сейчас на Западе активно насаждается нетрадиционная культура, в том числе ЛГБТ. Акцент на семейные ценности в воспитании малышей – это наш ответ, так сказать, Западу?

– Я бы сказала, что у нас задача более широкая и основательная. ЛГБТ – это частный случай. Новая программа преследует цель усиления в принципе воспитательной части – приобщение к ценностям и семьи, и государства, и к общечеловеческим ценностям в привычном нам, «старом» понимании. Это любовь к Родине, уважение к взрослым, их труду. То есть то, что всегда было в нашем государстве и обществе, по крайней мере, большую часть нашей истории, ценно для всех людей. Звучит пафосно, но это так.

У дошкольников, как ни в каком другом возрасте, процессы воспитания и обучения слиты воедино. Льву Толстому принадлежит фраза: «Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание воспитательно». В любой деятельности, которой детки занимаются, есть элемент обучения, чтобы дети могли лучше что-то делать, больше понимать. А с другой стороны – решаются определенные воспитательные задачи. Например, установление взаимоотношений друг с другом, учет позиции своего партнера по деятельности. Когда разговаривают о семье, например, то, помимо того, что дети знакомятся со структурой семьи, ролями, которые выполняют мама, папа, бабушка, дедушка и т. д., еще и преследуется цель приобщения детей к ценностям семьи. Дети рассказывают, что принято в их семье, какие традиции. Это не будет выглядеть так, что детей посадят за столы и начнут воспитывать. Думаю, такое никакому педагогу дошкольников даже в страшном сне не приснится.

Читать публикацию полностью на сайте «АиФ»

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ) Факультет "Психология образования" Кафедра "Дошкольная педагогика и психология"