Вся психология в одном университете

Как психология меняет образование. Путь к новой школе по академику Рубцову

СМИ о нас

2022-11-28 Как психология меняет образование. Путь к новой школе по академику Рубцову

Дать качественное образование детям – важнейший приоритет практически каждой российской семьи. Не секрет, что полноценное обучение требует немалых усилий. Но стоит ли делать основной акцент на скрупулезном изучении предметов? И какие методики получения знаний лучше всего помогут гармоничному развитию ребенка? Ответы на эти вопросы не одно десятилетие ищет основатель МГППУ, академик РАО Виталий Рубцов вместе с исследователями вуза. О лучших практиках и выводах ученого – в материале РИА Новости.

Учитель – первый среди равных

У некоторых людей образ учителя может быть связан со строгостью, оценивающим взглядом из-под очков и хорошо поставленным голосом – «тишина в классе!». Это и есть рудимент, которому в настоящем времени места не остается, считает Виталий Рубцов.

Чем больше преподаватель дистанцируется от учеников, тем сложнее ему стать для них понятным. Образование происходит, когда педагог зовет младших вместе с собой в совершенно новый и загадочный для ребенка мир. В таком путешествии проводнику важно доверять, а сам он хоть и идет впереди, но вместе с остальными.

«Я не вправе просто рассказывать студентам что-то, я должен переживать вместе с обучающимися весь материал, тогда они воспринимают это частью своей жизни, впускают это в свою жизнь. То же относится и к школе», – убежден Рубцов.

Так возможно приблизиться к решению задачи – научить учиться. В простой формулировке заложено многое, размышляет специалист. Учиться, значит, постоянно развивать себя без чьего-то обязательного надзора и быть в постоянном движении.

«Ученику нельзя давать готового знания, иначе мы только натаскиваем его, а нужно предоставить средства и инструменты для получения новой, добытой им самим информации», – считает исследователь.

Путь к открытиям не пройти в одиночку

Комплексное и свободное развитие детей неотделимо от естественной совместной деятельности ребят между собой и со старшим в учебе. Человека развивает взаимный обмен знаниями, своими первыми открытиями и первыми вопросами о преодолении преград.

«Я начинал как физик, это мое первое образование. В психологию же меня привело изучение логики научных открытий. Однажды я понял, что их не делают в одиночку, все они связаны не только с особенностями мышления человека, но с сообществами, в которых эти открытия совершали», – рассказал Рубцов.

Именно во взаимодействии разных людей зарождается новое. Каждый делает свой вклад в достижение и личной, и общей цели. Так возникает огромный потенциал возможностей, коллективный, отметил президент МГППУ.

Этот подход построен на открытиях отечественной психологии, в частности, Льва Выготского, школу которого продолжает Виталий Рубцов. Выготский создал такое направление как культурно-историческая психология. Согласно ему, человека развивает и меняет социальная среда, общение и адаптация к изменяющимся условиям жизни.

Если отталкиваться от того, что совместность и взаимодействие определяет процесс получения знания, продолжил Рубцов, то создание условий для этого и является основой школы.

«Сообщество взрослых успешно, когда может выстраивать командную работу в компании разнопрофессиональных направленностей. И в образовании должно быть так же, стрежневыми навыками выступают умение создавать и вести сообщества», – сформулировал Рубцов.

Центральным должен стать не конкретный школьный предмет, пусть даже их будет множество, а навык выстраивать связи между дисциплинами, уверен президент МГППУ. Во главу угла становится умение быстро ориентироваться в новых направлениях познания и сплачиваться с другими вокруг реализуемых идей.

Читайте публикацию полностью на сайте «РИА Новости»

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ) Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»