Люди как люди: 10 лет российской инклюзии
СМИ о нас
Саша окончил дистанционную школу в Москве, а потом поступил в Московский государственный психолого-педагогический университет на бакалавриат. Затем поступил в магистратуру и окончил ее. Кто-то спросит: "Что здесь такого? Типичный путь студента". Но если знать Сашу лично и понимать, как ограничены его возможности, такого вопроса точно не возникнет.
Человек в инвалидной коляске. Саша не говорит, но способен пользоваться клавиатурой и печатать одним пальцем руки. Умнейший парень. Пишет стихи. Имеет мечты. Постоянно находится в коммуникации с внешним миром, открыт людям. Он ведет свой блог. Он научился просить о поддержке – редкий личностный ресурс для таких, как он.
Какое-то время Сашу на инвалидной коляске возила в университет его мама, потом она умерла, и он оказался без сопровождающего человека, без поддержки. Постепенно ему начали помогать добровольцы, волонтеры, обычные студенты, преподаватели… Сама вузовская среда естественным образом подстроилась под идеологию "университет для неравнодушных людей". Саша многих и многому научил. И его история не единична.
О том, как развивается современное инклюзивное образование в России, рассказали эксперты Московского государственного психолого-педагогического университета.
"Особые" вместе с "обычными"
С начала XX и в течение 70 лет в России теорией и практикой образования детей с особенностями развития занимались дефектологи. Но уже тогда всемирно известный психолог Лев Выготский указывал на то, что чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать "особых" детей в отдельные группы, а практиковать их общение с остальными детьми.
"Глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы в целях удобства подбираем однородные коллективы аномальных детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции развития таких детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем аномального ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими детьми, мы усугубляем недоразвитие его высших функций", – писал он.
Шаг за шагом Россия начинает признавать интегрированное обучение детей-инвалидов: появляются первые специальные классы в общеобразовательных школах, и сама по себе глубоко гуманистическая идея включения "особых" детей в общее образование перестает быть чужеродной.
"Когда мы описываем историю становления инклюзивного образования в России, то начинаем с 1996 года, когда в Москве по инициативе родителей была создана первая школа для особых детей "Ковчег". Именно здесь была заложена сама культура инклюзии, понимание ее природы", – рассказывает директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина.
В 2012 году президент Владимир Путин подписывает новый закон "Об образовании в Российской Федерации", в котором впервые введено понятие "инклюзивное образование" и "адаптированная образовательная программа". Страна приходит к важному выводу – у нас нет необучаемых детей.
Решающим фактором в развитии российской инклюзии стало принятие в 2016 году ФГОС для обучающихся с ОВЗ, которые определили основные требования к обучению особых детей в разных форматах обучения.
С 2011 года в стране действует государственная программа "Доступная среда", основанная на принципах доступности зданий и условий образования. Кроме того, в 2015 году был подписан правительственный документ, который говорит о том, что все здания и услуги в государственных организациях (образования, соцзащиты, спорта, туризма, культуры и др.) к 2030 году должны достичь стопроцентной доступности (пандусы, лифты, маркировка для людей с сенсорными нарушениями и пр.).
Читайте публикацию полностью на сайте «РИА Новости»