История выпускницы факультета “Социальная психология”: как организовать детские квест-экскурсии
Интервью
Фото из группы ВКонтакте "Экскурсии детям и взрослым Квест_Карина Москва"
Меня зовут Карина Силакова. Я создатель и идейный вдохновитель экскурс-бюро детских квест-экскурсий “Квест-Карина”. Я профессиональный экскурсовод по Москве. Самозанятая. Коренная москвичка. С 2018 года придумываю и провожу яркие, интерактивные и весёлые пешеходные квест-экскурсии для детей от 6 лет, на которые также охотно приходят и родители. Сейчас занимаюсь разработкой программ для подростков, учусь на курсах актёрского мастерства и работаю над имиджем личного бренда.
Но так задорно и легко было не всегда. У меня за плечами два высших образования – менеджмент в социальной сфере (ГУУ) и социальная психология (МГППУ). А между ними более 10 лет работы индивидуальным предпринимателем – торговля сувенирной продукцией.
Казалось бы, всё это абсолютно разное образование и деятельность. С одной стороны, да, но с другой – решение непохожих вопросов даёт невероятный опыт, который обязательно даст общий и крутой результат в настоящем и будущем.
Расскажу свою историю. После окончания магистратуры по специализации “организационный психолог” у меня был выбор – или идти в какую-либо компанию на самую низкую ступеньку “подбирать” персонал (это после 16 лет вольготной жизни и работы на себя), или делать что-то своё (по независящим от меня причинам сувенирный бизнес пришлось закрыть). Но что? Мне 36. Учиться-то было в удовольствие, а трудиться на кого-то, да ещё с зарплатой на уровне двадцатилетних студентов – это точно не мой карьерный путь.
Стала думать, что меня цепляет, что нравится, вдохновляет, что можно попробовать, чтобы обойтись без серьёзных вложений и рьяного трудоголизма. Что я умею, в конце концов? Какими качествами и опытом обладаю, какие у меня ресурсы?
В семье подрастала 6-летняя дочка, и я обратилась к понятной мне детской тематике. Магазин игрушек? Детская одежда? Бэби-клуб? Развлечения? Досуг? Какой досуг? Домашний или уличный? Если уличный, то музеи, выставки, экскурсии? И меня осенило! Детские экскурсии! А лучше интерактивные развивающие экскурсии. А лучше в стиле квеста. Так я чётко обозначила направление, в котором и начала развиваться.
Какое-то время я изучала рынок. Анализировала, какие фирмы, программы, стоимость предлагают для возраста 5+. Пришла к выводу: того, чего бы мне хотелось, нет. Да, что-то схожее встречалось, но хотелось большего. Тогда я решила самостоятельно сделать квест-экскурсию для дочки и детей своих друзей. Изучила различную литературу, в частности методику написания и ведения экскурсий. Прошла обучающий онлайн-курс по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Проштудировала учебник по педагогике. Накупила и стала активно читать книги о Москве. Но главное, раз 30, если не больше, прошагала по Красной площади и окрестностям, высматривая и отмечая самые любопытные детали. Свою первую программу (которая до сих пор остаётся моим хитом и основным продуктом) я решила проводить в центре столицы и назвать “В поисках нулевого километра”.
Ко дню «Х» я всё тщательно подготовила, продумала маршрут (у меня даже была самодельная карта для детей), остановки, сценарий с заданиями, купила шкатулку, упаковала призы. В указанное время начала программу и… Для меня это был полный провал!
Я не предполагала, что детям 4-6 лет, т.е. примерно возраста дочки, моя познавательная квест-экскурсия покажется сложной… Я совершенно не чувствовала эту аудиторию. Да, мне хотелось им всё рассказать (естественно, простыми словами), всё показать (но они убегали и не хотели смотреть на памятники архитектуры), заинтересовать их яркими картинками (они хотели их только трогать и оставлять себе), но ничего не выходило… То, что я рассчитывала пройти за час, вылилось более чем в 1,5 часа. Все устали, какие-то дети капризничали (всего было 6 детей). Благо стоял тёплый апрельский день, и мы хотя бы не замёрзли. Но больше всех морально и физически измоталась я. Меня успокаивало и подбадривало только то, что 80% приглашённых были мои друзья и знакомые и только 20% знакомые знакомых. Плюс экскурсия для них была бесплатная, несмотря на то, что я потратила свои деньги на призы. Я очень переживала, волновалась, расстроилась, но, главное, сделала первый вывод – мне нужно найти свою аудиторию и пока это точно не дети 4-6 лет. После премьерной программы родители мне говорили, что я придумала отличный маршрут, но… Для детей постарше.
Я завела страничку в ныне запрещённой соцсети и начала уже целенаправленно искать аудиторию 7+. Параллельно я дорабатывала свой маршрут, чуть меняя задания, последовательность переходов, добавляя новый реквизит и прочее.
Свой проект я начала в апреле 2018 года. Всю весну и лето водила группы по Красной площади то бесплатно, то за совсем маленькие деньги. Я приглашала всех без ограничений. Писала «детским» блогерам, фотографам, мамам в декрете, в т.ч. многодетным мамам из разных сообществ, лидерам мнений, друзьям друзей и т.п. Предлагала бартер, предлагала заплатить им за приход и упоминание обо мне. Получала игнор, отказы, насмешки. Но меня это не останавливало, я зарабатывала репутацию и имя.
В период с октября 2018 по март 2019 я отучилась на профильных профессиональных курсах, получила диплом экскурсовода и приличный багаж в виде нескольких готовых маршрутов. Всё это вдохновляло меня, я чувствовала, что иду в правильном направлении.
В 2019 году я написала ещё три программы. Итого у меня было 4 готовых пешеходных квест-экскурсии в разных местах Москвы. Тогда же я узнала, что есть сайты-агрегаторы, готовые размещать нестандартные предложения от гидов за процент. Я выбрала Трипстер и отправила им всё, что было. Они взяли сначала одну, а спустя некоторое время ещё две моих программы.
Я вступила в профессиональное сообщество – АГИПЭ (Ассоциацию гидов-переводчиков и экскурсоводов), стала активно повышать квалификацию, проходила обучение в доступных музеях и усадьбах. Училась работе и развитию соцсетей, продвижению услуг. Времени на всё не хватало, поэтому то, что я не могла делегировать, потихоньку затухало. Пошли заказы не только от частных лиц (семей и небольших групп), но и от школ. Я долго отказывалась, понимая, что 25-30 человек, это не 3 и не 10. Но однажды я согласилась на уговоры знакомого тур-менеджера провести квест-экскурсию для первого класса…
И это была катастрофа… Мне так и сказали в конце, что больше ко мне не обратятся и экскурсия была ужасная… Я рыдала в трубку тур-менеджеру, а потом прорыдала весь вечер и следующий день. Дала зарок, что никогда больше не возьму никакие классы ни за какие деньги. И…
Успокоившись, стала анализировать все ошибки, которые допустила. И пришла к выводу, что мне нужны помощники. Что класс можно и нужно делить на комфортные группы, и это даст возможность проводить именно ту программу, которую мы предлагаем. Так у меня начала появились две коллеги. Я их обучила своим приёмам, дала свои программы, закупила реквизит, и втроём мы начали активно брать большие коллективы и получать положительные отзывы. Дело пошло.
Потом случился 2020 год. Это был год осмысления пройденного и размышления о будущем. Мы не перешли на онлайн-экскурсии, как сделали наши некоторые коллеги и весьма успешно, но по-прежнему заботились о продвижении и контенте в соцсетях. Я много читала, готовила новые программы, занималась волонтёрской деятельностью. Именно в начале 2020 года у меня появилась чудесная, креативная и буквально бесценная СММ-помощница Наташа, которая буквально «завела» и по-новому раскрутила мой блог, взяв на себя ещё функции таргетолога и админа. Она до сих пор со мной, за что я ей очень благодарна.
2021 год стал самым продуктивным. Бренд стал узнаваемым на рынке экскурсионных услуг, мы стали сотрудничать с несколькими турфирмами, написали ещё больше программ, в команде появились новые лица (сейчас со мной работает пять коллег по цеху). Сделали тематические маршруты, проводили корпоративные фотосессии, определились с цветами.
2022 год был неоднозначным. Бац! И рынок затих. Никто не понимал, что и как дальше. Наш продуктивный рекламный кабинет и все настройки накрылись. Нашу единственную соцсеть заблокировали. Как продвигаться, у кого, а главное – для кого? Мы всё обсудили с коллегами и приняли решение просто работать как и раньше – разрабатывать новые маршруты, писать посты, рассказывать о себе и нашей жизни, устраивать разные акции (типа “Ночь в музее”), искать сотрудничества с турагентствами, новыми партнёрами, учиться и повышать квалификацию. И дело пошло. Агрегатор Трипстер взял ещё несколько наших программ. Мы запустили тематические квест-экскурсии, в т.ч. автобусную. Сделали красочный сайт, визитки, стали иначе вести клиентскую базу. Узнали о слове «омниканальность», и теперь мы есть и в ВК, и в Телеграме, и даже в статусах Ватцап. Я стала заниматься продвижением личного бренда. Поступило предложение о создании курса для экскурсоводов на тему детских экскурсий и я его приняла.
Какие у нас планы на этот год? Наполеоновские! И я точно знаю, что мы их осуществим. Не буду рассказывать, как и что, но год сто процентов обещает быть насыщенным и ярким!
Всем начинающим предпринимателям и стартаперам я желаю веры в себя и свою мечту. Доверяйте своим желаниям, прокачивайте свои сильные навыки, не акцентируйте внимание на слабых сторонах и делайте реальные шаги. Обязательно ставьте чёткую и измеримую цель. Если вы сами будете верить в ваше дело, то и другие поверят. А покупают только у тех, кому доверяют. Вы точно можете всё! Опустились руки? Поднимайте их и идите. Вы нужны миру, знайте это.