Вся психология в одном университете

Взаимодействие в цифровой образовательной среде вуза обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

Релиз

2023-03-17 Взаимодействие в цифровой образовательной среде вуза обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

16 марта 2023 состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов  ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

С докладом «Взаимодействие в цифровой образовательной среде вуза: какие личностные характеристики важны преподавателям и студентам?» выступили Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения, профессор кафедры, факультет дистанционного обучения и Радчикова Наталия Павловна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, (МГППУ)

Докладчики рассказали об исследовании отношения преподавателей вузов и студентов к цифровой образовательной среде (ЦОС) и возможностям дистанционного обучения, а также об определении психологических составляющих принятия новых информационных технологий. Результаты исследования показывают, что преподаватели, имеющие опыт разработки электронных учебных курсов, позитивнее оценивают работу в электронной среде, в отличие от преподавателей без опыта, которые преувеличивают частоту технических сбоев, указывают на недостатки технической и юридической поддержки, трудности контроля выполнения заданий. Результаты показывают, что для преподавателей основными психологическими предпосылками принятия ЦОС являются переживания в профессиональной деятельности: переживание смысла при отсутствии переживаний усилия и пустоты приводит к позитивному отношению к цифровой среде. Следующими ключевыми элементами являются различные аспекты саморегуляции – планирование целей и самостоятельность, а также такие личностные характеристики, как открытость опыту и доброжелательность. Для студентов же личностные черты не имеют значения, а важнейшими факторами принятия ЦОС, как и для преподавателей, являются переживания в учебной деятельности: переживание удовольствия при отсутствии переживаний усилия и пустоты приводит к принятию цифровой образовательной среды. В качестве важных элементов принятия ЦОС отмечены также некоторые характеристики саморегуляции.

Доклад вызвал живую и заинтересованную дискуссию участников семинара. Дискуссанты отметили большую значимость исследований отношения к цифровой реальности, противоречивость мнений и отношений к обучению с использованием ЦОС как среди студентов, так и среди преподавателей.

В своем выступлении дискуссант Наталия Владимировна Ходякова, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ отметила актуальность и важность исследования именно психолого-педагогических и психологических аспектов работы в ЦОС; акцентировала вопросы отношения преподавателей к цифровой образовательной среде и применению информационных технологий в обучении, так как именно отношение преподавателей во многом определяет отношение студентов к образовательному процессу, эффективность обучения и эмоциональную вовлеченность в учебу; поделилась опытом организации процесса разработки электронных учебных курсов в ведущих университетах за рубежом и адаптации ЦОС к профессиональным компетенциям и потребностям преподавателей.

Дискуссант Панюкова Светлана Валерьевна, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии правительства РФ в области образования, руководитель ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ акцентировала вопросы определения цифровой образовательной среды и цифрового образовательного пространства, подчеркнула проблемы соотнесения нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, и различных элементов цифровой образовательной среды. Светлана Валерьевна отметила, что важной проблемой является внутреннее сопротивление новым технологиям, а именно их внедрению, заключающееся в попытках вернуться к привычному процессу обучения в силу непринятия, непонимания, недостатка цифровой грамотности педагогов, недоверия, страха перемен, технофобии и цифрового отрицания.

Видеозапись вебинара на канале YouTube


Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 13 апреля 2023 года.

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий Факультет "Дистанционное обучение" Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"

Связанное событие: Научный семинар «Измерения и анализ данных в психологии и образовании»