Наследие К.Д. Ушинского и современная педагогическая практика: обсуждение на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»
Релиз
14 апреля на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» в рамках Года педагога и наставника состоялся вебинар, посвященный педагогическому наследию Константина Дмитриевича Ушинского. Ведущими выступили Виктория Викторовна Пономарева (директор Фундаментальной библиотеки МГППУ) и Бронюс Броневич Айсмонтас (профессор кафедры психологии и педагогики факультета Дистанционного обучения МГППУ).
После показа короткометражного фильма о Научной педагогической библиотеке имени К.Д. Ушинского с докладом выступил Виталий Юрьевич Сурвилло (директор ИЦ «Библиотека им. К.Д. Ушинского» РАО). Он рассказал про Константина Дмитриевича как основоположника научной и деятельной педагогики в России, приверженца классно-урочной системы. Отметил, что Ушинский отводил важную роль народной мудрости в обучении детей родному языку, используя народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и прибаутки. Была подчеркнута значимость нравственного воспитания, которое ставилось выдающимся педагогом выше научного: народность – христианство – наука. Был сделан вывод, что идеи Ушинского способствуют формированию русского педагогического самосознания и соответствуют современным общенациональным задачам, а значит, актуальны в наши дни.
Евгений Иванович Исаев (профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ) посвятил свое выступление педагогической антропологии в понимании Ушинского. Было отмечено, что первые два тома сочинений Педагогической антропологии представляют собой изложение психологических знаний, необходимых педагогу. Направление педагогической антропологии приобрело популярность в Европе. Идеи педагогической антропологии реализуются при обучении студентов факультета «Психология образования» МГППУ.
Дмитрий Владимирович Лубовский (профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», МГППУ) рассмотрел значение психологии для наук об образовании с точки зрения Ушинского. Подчеркнул, что Константин Дмитриевич отвергал схоластическую психологию и приветствовал только эмпирическую.
Константин Дмитриевич Уляшев (старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ) рассказал о характере Ушинского по воспоминаниям его современников. Было замечено, что труды Ушинского можно начинать читать с любой страницы – в каждом отрывке найдется что-то полезное.
Артем Симонович Соловейчик (федеральный эксперт в области образования, редактор Издательского дома «Первое сентября») поделился своим отношением к библиотеке как значимому элементу образовательного процесса. Рассказал о том, что важно воспитать человека со своим мнением и позицией, но включенного в культуру, понимающего наличие разных точек зрения. Высказался о недопустимости насилия в обучении.
В интерактивной части, которую курировали Светлана Леонидовна Савченко (старший преподаватель, заместитель декана факультета по учебной работе факультета «Социальная коммуникация», МГППУ) и студенты факультета Социальной коммуникации, развернулась живая дискуссия о возможности применения педагогического наследия К.Д. Ушинского в современной практике преподавания и воспитания.
Участники дискуссии говорили о пользе трудового воспитания, физического труда для гармоничного развития личности и творческого начала в условиях, когда труд изменился, многие процессы автоматизированы. Согласились, что нравственные принципы не устарели и в современном обществе, применимы к представителям любых религий и к атеистам. А взгляды Ушинского на психологию как на эмпирическую науку соответствуют современным тенденциям.
В заключительной части вебинара прошла демонстрация презентации с цитатами К.Д. Ушинского, подготовленная студентами факультета Социальной коммуникации.
Видеозапись встречи с тайм-кодами доступна на YouTube-канале МГППУ.
Материалы по теме мероприятия:
- Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Задания и упражнения: учебное пособие для вузов / Б. Б. Айсмонтас. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 233 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/520242 (дата обращения: 30.03.2023). [Открытый доступ].
- Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 226 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/520237 (дата обращения: 30.03.2023). [Открытый доступ].
- Воронкова И. И., Уляшев К. Д. Взаимосвязь предметных и метапредметных результатов в «профиле учебных результатов» первоклассников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 4. C. 44–52. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2018_n4/Voronkova_Ulyashev (дата обращения: 30.03.2023).
- Исаев Е. И. Основы проектирования психологического образования педагога: специальность 19.00.07 "Педагогическая психология": диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук [Электронный ресурс]. Москва, 1998. 306 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000248614/ (дата обращения: 30.03.2023).
- Исаев Е. И. Психологические основы педагогического профессионализма [Электронный ресурс] // Организационная психолингвистика. 2020. № 4(12). С. 21–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44876414 (дата обращения: 30.03.2023).
- Педагогическая психология: учебник для вузов / В. А. Гуружапов [и др.]; ответственный редактор В. А. Гуружапов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 493 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/510607 (дата обращения: 30.03.2023). [Доступ по подписке].
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / И. В. Дубровина [и др.]; под редакцией И. В. Дубровиной. 5-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 237 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/512552 (дата обращения: 30.03.2023). [Доступ по подписке].
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов / И. В. Дубровина [и др.]; под редакцией И. В. Дубровиной. 5-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 280 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/513172 (дата обращения: 30.03.2023). [Доступ по подписке].
- Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.]; под редакцией И. В. Дубровиной. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 206 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/512888 (дата обращения: 30.03.2023). [Доступ по подписке].
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи, 1857—1861 гг. [Электронный ресурс] / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 655 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948 (дата обращения: 30.03.2023).
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 1. [Электронный ресурс] / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 774 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t8_1950 (дата обращения: 30.03.2023).
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 9: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т.2. [Электронный ресурс] / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 626 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t9_1950 (дата обращения: 30.03.2023).