На семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ обсудили что такое новая грамотность XXI века и как ее измерить
Релиз
23 ноября состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.
С докладом «Городская грамотность: новая грамотность XXI века» выступила Алина Евгеньевна Иванова, кандидат наук в образовании, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
В своем докладе автор представила основные результаты продолжительного исследовательского проекта, реализуемого большой командой, посвящённого разработке инструмента измерения городской грамотности. Большое внимание было уделено сложной природе конструкта, его определению и составляющим, методологии измерения. Также были представлены результаты апробации инструмента на выборке учащихся 6-х классов школ Москвы. Авторы представили 5-факторную модель конструкта городской грамотности, а также описали психометрическое качество получившегося инструмента.
На семинаре выступили три дискуссанта, каждая из которых оставила свои вопросы для дальнейших размышлений автору и ее команде.
В своем выступлении в части дискуссии Виктория Константиновна Пичугина, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ сравнила модель городской грамотности с матрешкой, отметив многокомпонентность конструкта и тот факт, что разворачивание его в большую глубину потребует значительных усилий от разработчиков, особенно с учетом того, что для каждого возраста актуальна своя собственная городская грамотность.
Второй дискуссант Татьяна Викторовна Коваль, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» в своем выступлении отметила, что городская грамотность сильно пересекается с другими видами грамотности, например, глобальной, цифровой и некоторыми другими, и поэтому крайне важно выстроить продуманную систему соподчинения составляющих и индикаторов внутри этого конструкта, а также задуматься над тем, как именно нужно формировать грамотность горожанина.
Наконец, завершая дискуссию, Елена Станиславовна Зозуля, руководитель Центра диагностики и мониторинга, ГАОУ ДПО Московский центр качества образования, соотнесла результаты проекта для учеников 6-го класса с данными об измерении городской грамотности, полученными в прошлом году для учащихся 10-х классов города Москвы. По словам Елены Станиславовны школьники и учителя отмечают необычность инструмента, свой интерес и мотивацию участвовать в исследовании, а также возможность узнать много нового о Москве, пока они проходят тестирование, например, о тех многочисленных цифровых ресурсах и сервисах, которые есть в Москве, и которые они могут использовать, чтобы сделать свою жизнь в городе комфортнее и интереснее.
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 14 декабря 2023 года.