20 лет Федерации психологов образования России!
Новость
Первый исполнительный директор ФПО России Е.И. Метелькова и президент ФПО России В.В. Рубцов, 2003 г.
18 декабря 2023 года исполняется 20 лет со дня создания общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
В 2003 году в Москве состоялся III съезд практических психологов образования России. Основное значение III съезда практических психологов в том, что на нем было принято решение о создании общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Председателем организации избран Виталий Владимирович Рубцов (директор Психологического института РАО, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, академик РАО).
Ирина Владимировна Дубровина отмечает: «После съезда во многих городах: Белгороде, Барнауле, Воронеже, Омске, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и др., — прошли конференции по тем или иным аспектам проблемы психологической культуры личности, в частности, по вопросу психологической культуры взаимодействия членов педагогического коллектива и психологической безопасности в учреждении образования. С этого времени начался новый этап в поступательном развитии психологической службы системы образования страны. Этот этап проходил в непростых условиях быстро меняющегося социо-культурного мира, внедрения инновационных подходов в системе образования, цифровизации и пр. и актуализировал новые проблемы и задачи, решение которых предполагает поиск новых подходов к научно-практическому и кадровому психологическому обеспечению образовательного процесса. Важно не забывать тех ученых, кто до нас разрабатывал научные основы психологии и прокладывал тоже не в очень простое время пути их реализации в педагогической практике, корректно опираться на то богатство идей, фактов, доказательств, научных предположений и догадок, что ими наработано, найдено, осмыслено. В этом заключается наша профессиональная культура и возможность движения вперед».
В настоящее время Федерация психологов образования России участвует в ряде государственных программ, вносит большой вклад в научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов, совершенствование профессиональной подготовки специалистов к работе с различными категориями детей, независимую оценку эффективности психолого-педагогических методик и программ, оказывает поддержку и помощь специалистам в совершенствовании оказания психолого-педагогической помощи в организациях общего образования и среднего профессионального образования. Президентом организации является доктор психологических наук, профессор, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации, президент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» В.В. Рубцов.
В рамках открытия Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации, состоявшегося 8 декабря 2023 года, Виталий Владимирович высоко оценил деятельность отделений, экспертных комиссий и рабочих групп Федерации психологов образования России, поблагодарил всех членов организации, кто является сегодня реальной опорой ее деятельности, обеспечивая повышение эффективной работы психологических служб в непростой социальной ситуации — в условиях новых социальных рисков и вызовов. «В следующем году пройдет очередной съезд Федерации психологов образования России. Это — 20-летний юбилей. Сейчас это авторитетная профессиональная организация, которая объединяет психологов образования России, осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития Психологической службы в системе образования Российской Федерации. В нашей организации зарегистрированы и действуют региональные отделения на территории 70 субъектов Российской Федерации в восьми федеральных округах».
Объединение специалистов региональных отделений и экспертов общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» в области наиболее полной реализации потенциала психолого-педагогического обеспечения образования позволило:
- организовать экспертизу по верификации профилактических, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных психолого-педагогических программ;
- организовать стандартизацию диагностического инструментария специалистов психологических служб;
- войти в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг;
- получить полномочия Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Федерация психологов образования России совместно со специалистами МГППУ и многими экспертами Психологической службы является инициатором и разработчиком профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», профессиональных стандартов социальной сферы, имеющих межведомственный характер (профстандарт «Психолог в социальной сфере» утвержден в 2023 году, профстандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» утвержден в 2020 году).
В настоящее время Федерация выступает организацией, объединяющей профессиональное сообщество в решении актуальных задач Психологической службы в системе образования, она объединяет деятельность педагогов-психологов, отстаивает их интересы. Среди значимых мероприятий важно отметить:
- участие в реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
- проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России»,
- проведение Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде и ведение открытого реестра рекомендованных педагогических программ и технологий в образовательной среде по результатам конкурса;
- победы в конкурсах Президентских грантов, грантах Мэра Москвы, «Москва-добрый город»;
осуществление прорывных проектов «Модель инновационной реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей», «Молодежный просветительский проект «Студент+», «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», «Экосистема детства: апробация системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Руководство («коробочное решение») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан».