Есть ли альтернатива проблемному мышлению в управлении дисциплиной и поведением "трудных"? – Лекторий Вектор PSY, 27 февраля
Анонс
Приглашаем 27 февраля в 11:00 на публичную лекцию «Навыковое мышление против мышления правилами: как эффективно управлять поведением и дисциплиной в классе».
Проблема управления дисциплиной и поведением школьников занимает второе место после проблем учебной успеваемости в списке трудностей всех школ мира. Но по степени травматизации, которую переживают все участники образовательных отношений в случае нарушений социального взаимодействия, поведенческие проблемы чаще всего лидируют. Способы реагирования на нарушение поведения и дисциплины в школе не так разнообразны и далеко не так эффективны, как нам хотелось бы. В большинстве случаев при нарушениях включается директивный и даже карательный механизмы разрешения ситуации. Если нарушаются правила, то за ними неизбежно следуют санкции (укоры, наказание, лишение привилегий, изоляция, а также терапия, лекарства, которые используется для изменения поведения детей и пр.).
Сопротивление правилам неизбежно, и оно всегда ведет к обострению отношений между нарушителями и теми, кто принуждает к их выполнению. Но существует иной подход, который снимает барьеры сопротивления и делает процесс управления поведения и дисциплиной эффективным – не только по прямому результату, но и по целому комплексу психологических последствий. Это навыковый подход, нашедший свое практическое воплощение в русле Solushion Focused Therapy (Ориентированной на решение краткосрочной терапии), основанной на философии мышления навыками. В лекции будет представлена практика с доказанной эффективностью – программа формирования детских навыков «Умелый класс», основанная на авторской методике Б.Фурмана «Skillful Class», получившая оригинальное авторское воплощение в реалиях российской системы образования. Автор программы Бен Фурман отмечает, что любая проблема ребенка – это, по сути своей, отсутствие навыка и задает 15-шаговый алгоритм освоения навыков в группе/классе. Исследования МГППУ с 2019 года фиксируют стойкий и комплексный эффект данной программы.
Плюсы программы заключаются в том, что при ее применении происходит переориентация мышления ребенка, педагогов и родителей из «проблемно-ориентированного» в «ориентированное на решение». В дополнение к этому каждый ребенок при освоении навыка получает поддержку сверстников и взрослых. Таким образом, в процесс вовлечены не только педагоги, но и родители и всё ближайшее окружение детей. Программа является профилактикой профессионального и эмоционального выгорания, она направлена на поиск ресурса в любой, даже самой сложной ситуации, реализует творческий потенциал детей.
Спикер:
- Чиркина Римма Вячеславовна – заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, доцент кафедры, кандидат психологических наук, доцент