Вся психология в одном университете

Взаимосвязи антропологии, философии, психологии и педагогики обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

Релиз

2024-05-06 Взаимосвязи антропологии, философии, психологии и педагогики обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

25 апреля на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся круглый стол «Антропологические составляющие психологии и педагогики». Специалисты в области педагогики, философии и психологии обсудили важность антропологического знания.


Меттини Эмилиано
, заведующий кафедрой гуманитарных наук Института мировой медицины, ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, в своем докладе обозначил важность интеграции антропологии, педагогики и психологии для разработки новых подходов в образовании и формировании гармонично развитой личности, способной к саморазвитию, адаптации, эффективному взаимодействию в социуме. Спикер подробно остановился на вкладе каждой из наук. Многостороннее понимание человека необходимо в современной мультикультурной среде. Также важно развитие мотивации, гибкости и критичности мышления. Антропологическая составляющая работы преподавателя – быть фасилитатором, то есть найти общий язык со студентами, быть с ними «на равных», подать материал понятно и интересно, облегчить врастание в культуру.


Заболотская Ирина Константиновна
, свободный исследователь, кандидат медицинских наук, посвятила свой доклад философии радости. Для человека нормально радостное восприятие жизни, в этом мудрость. Сейчас человечество движется к гибели (своей и мира) из-за перепотребления. Спикер предложила нам снизить скорость, спокойно и с удовольствием делать свое дело. Тогда человек будет зарабатывать меньше, у него снизится уровень потребления, он будет умеренным во всем (в еде, информации, температурном режиме, кислороде), и это пойдет на пользу его здоровью, приведет к долголетию (особенно важна для этого умеренность в питании, голодом можно лечить разнообразные заболевания). Настроение в обществе изменится, если больше людей начнут это понимать. Конечно, в наше время призыв «снизить скорость» кажется мало реальным, но у человека всегда есть «развилки», места выбора, где он может, например, отказаться от сложной и напряженной работы в пользу более спокойной.


Исаев Евгений Иванович
, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, рассказал о психологической антропологии. Автор вместе с Виктором Ивановичем Слободчиковым обосновывает появление области знания: «Психологическая антропология». Он рассказал о том, что в СССР почти не было книг по психологии в продаже. Психологических факультетов было мало, профессия «психолог» была очень редка. В педагогических вузах, где преподавали психологию, было 2 учебника разных авторов, в которых речь постоянно шла про психику и ее развитие. Но психика – это всего лишь его функциональный орган человека, который живет не только для ее развития. Поэтому Евгений Иванович вместе с Виктором Ивановичем составили учебник по антропологической психологии в 3-х томах («Психология человека», «Психология развития человека» и «Психология образования человека»), отправной точкой для создания которого явилась «Педагогическая антропология» Ушинского. В нем используется также категориальный аппарат православной и философской антропологии. Категории сознания, деятельности и общности – основа развития человека. Субъектность – главная категория психологии. Важно также духовное бытие человека, к этой сфере относится понятие: «личность».

Лубовский Дмитрий Владимирович, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» ФГБОУ ВО МГППУ, заметил, что в инклюзивном высшем образовании сделано много: исследованы различные аспекты (жизнестойкость, самоактивация, ...), их развитие средствами адаптивных дисциплин (помогающих студенту преодолеть их ограничения по здоровью). Спикер наметил области будущих исследований: 1) Изменения в психике людей, которые произошли в результате использования цифровых устройств (например, устройств распознавания речи). 2) Кризис третьего курса, когда несбывшиеся надежды с особенной остротой воздействуют на индивидуальную образовательную траекторию студента, свойственен как людям с ОВЗ, так и без них. Необходимо изучить, в какой мере влияют на индивидуальную образовательную траекторию студента с ОВЗ его несбывшиеся надежды на то, что он найдет в этом образовании ещё и путь компенсации своих ограничений по здоровью. 3) Закономерности, в силу которых студент делает выбор между внутренней позицией (понятие введено Л.И. Божович) «инвалида со студенческим билетом» или человека с ОВЗ, который идет к тому, чтобы стать участником профессионального сообщества, хотя и с некоторыми ограничениями. Важно осознавать свои рентные установки (если такие есть), иначе они могут стать причиной рационализации, почему человек не смог работать по специальности.

Существует конфликт между настоящей наукой и научно обоснованной практикой и «популистской демагогией».


Айсмонтас Бронюс Броневич
, профессор кафедры психологии и педагогики факультета Дистанционного обучения, ФГБОУ ВО МГППУ, говорил о том, как важно понимать, какое психологическое и философское основание имеет каждая педагогическая система. Благодаря психологии мы знаем, какие методы и механизмы задействованы, а благодаря философии постигаем смысл того, что мы делаем. В основе личностно-ориентированного обучения, наиболее актуального на сегодняшний день, лежит гуманистическая психология и экзистенциальная философия. А в основе программированного обучения, которое применяется в дистанционном образовании, лежит бихевиоризм и философия прагматизма. Автор задался вопросом: какой тип личности при этом формируется?

А.Г. Асмолов в своих работах выделяет культуру полезности (КП) и культуру достоинства (КД). Наша образовательная система больше ориентирована на полезность. Когда общество имеет определенный уровень материального обеспечения, то оно переходит на более высокий уровень духовного развития. Антропологический подход делает больший акцент на культуре достоинства. Спикер сравнил отдельные аспекты обеих культур: КП нацелена на формирование чего-либо, КД – на развитие потенциала личности; в КП происходит оценка достижений учащихся, в КД ценят самого человека, его жизнь; в КП превалирует учебно-дисциплинарная модель обучения, в КД – личностно-ориентированная.

Спикер упомянул педагогические системы, которые являются примерами культуры достоинства: Вальдорфскую и Марии Монтессори. Изучая их, педагог может найти много полезных идей. К сожалению, переход от этих систем к традиционному обучению (в среднем звене школы) плохо разработан в нашей стране, но работа ведется (об этом пишет М.Г. Сорокова).

В заключение Бронюс Броневич рассказал о важнейшей, на его взгляд, современной теории – теории самодетерминации. Она разрабатывалась в Америке, начиная с 60-х гг. прошлого века, и лежит в основе современных перспективных педагогических систем. Д.А. Леонтьев в последнее десятилетие активно развивает это направление в России. У каждого человека есть 3 базовые потребности, с которыми он рождается (они не формируются в социуме): первая – потребность в автономии (быть автором собственной жизни), вторая – потребность в компетенции, третья – потребность в социальных контактах. В данной теории хорошо разработано понятие мотивации, выделено 5 видов мотивов деятельности. Наша миссия, как педагога – дать человеку возможность реализовать свой потенциал.


Публикации спикеров по теме мероприятия можно найти в «Программе круглого стола».

Видеозапись вебинара на Youtube-канале МГППУ

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Фундаментальная библиотека МГППУ Факультет "Психология образования" Факультет "Дистанционное обучение" Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Сектор «Точка кипения МГППУ» Знакомимся с научными публикациями