В МГППУ начала работу конференция молодых исследователей образования
Новость
30 октября в МГППУ начала работу XXIII Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования «Семья. Ребенок. Образование: новые грани «классического треугольника».
В этом году в центре внимания исследователей – семья и ее взаимосвязь с системой образования. Специалисты расскажут о том, какие проблемы возникают у современных семей, путях их решения, а также о разработках в сфере образования, необходимых, когда дети сталкиваются с вызовами, о которых их педагоги не могли и подумать. Неполная, неблагополучная семья, семьи иностранных граждан, новые технологии обучения и социализации – все эти аспекты будут рассмотрены в ходе работы конференции.
Конференцию открыла проректор МГППУ по профессиональному образованию Александра Лисицына. По ее словам, тема конференции была выбрана не случайно - сегодня особенно важно обсуждать вопросы взаимодействия семьи и школы:
«Мы собрались здесь в первую очередь для того, чтобы представить и обсудить результаты исследований, которые проводились в 2024 году - в год, объявленный указом Президента Российской Федерации Годом семьи».
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова в своем приветствии отметила:
«Воспитание – длительный и сложный процесс, который начинается с семьи. Далее ребенка подхватывает система образования – школа, вуз, в которой воспитание молодого человека не прерывается, обогащается ценностями и установками.
Уверенна, что результаты работы конференции позволят найти точки роста, обозначить актуальные задачи, решение которых требуется незамедлительно, а также сформировать общие подходы к новым вызовам».
Алексей Газарян, руководитель аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, также обратил внимание собравшихся на актуальность проблематики:
«Тема образования занимает пятое место по обращениям граждан в аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Так, за последние три года, 13.3% обращений из 41000 касалось образования - места в детских садах и школах, конфликты и травля, питание, трансфер в школу, цифровая среда.
Если говорить о классическом треугольнике, который вынесен в название конференции, то со своей стороны считаем важным обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, образовательные организация играют существенную роль в вопросах профилактики социального сиротства. Имеющиеся у школ ресурсы, кадровые, методические, социальные, могут поддерживать семьи, а при необходимости корректировать образовательный процесс. К сожалению, мы встречаем ситуации, при которых школьная неуспешность становится одним из триггеров, серьезно усложняющих семейный кризис.
Во-вторых, считаем важным обсуждать роль образовательных организаций в полезной, развивающей трудовой занятости подростков, быть включенными в этот процесс, чтобы добиться наилучшего эффекта синергии – учебы и первого трудового опыта. Сегодня это явление активно поддерживается родительским сообществом.
И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, это вопросы доступности образовательных организация для детей в ситуации инвалидности. К сожалению, мы видим, что нередко декларация об инклюзивном характере образования, не совпадает с реальностью. Со своей стороны наш институт готов к активному межсекторному партнерству».
Эти вопросы будут обсуждаться 31 октября на семинаре-акселераторе «Лабиринт гипотез: эффективные профилактики социального сиротства», интерактивной сессии «Благополучие ребенка как ресурс развития и мишень психолого-педагогической помощи семье и школе», и Круглом столе «Актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».
О важности создания психологически безопасной среды в школе и дома сказал в своем приветствии Александр Бугаев, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации. Он также отметил масштаб конференции, которая притягивает внимание не только российских, но и зарубежных специалистов.
Конференция традиционно стала площадкой обмена опытом с зарубежными партнерами. Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, член программного комитета конференции рассказал, что в конференции принимают участие представители 13 зарубежных стран. Среди ключевых спикеров конференции - Geovana Mendonça Lunardi Mendes, вице-президента Всемирной ассоциации исследователей образования (WERA), профессора Государственного университета Санта-Катарина (UDESC, Brasilia). Она поделится бразильским опытом участия родительских сообществ в формировании государственной образовательной политики.
Участников конференции приветствовали Србуи Геворкян, ректор Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна, Ирина Старовойтова, ректор государственного учреждения образования «Академия образования» (г. Минск, Белоруссия), Ишенкуль Болджурова, советник ректора Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, председатель Общественного совета МИД КР.
На пленарном заседании были представлены доклады:
- «Современные подходы к концептуализации и измерению семейного благополучия» (pdf)
Нагерняк Мария Александровна, руководитель Центра исследований благополучия и бюджетов времени населения Института социальной политики НИУ ВШЭ, Аникин Василий Александрович, старший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ - «Потенциал воспитательной работы школы и уровень ценностного отношения к институту семьи у обучающихся» (pdf)
Денисенко Илья Сергеевич, заместитель директора ФГБУ «ФИОКО», ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Пленарное заседание – видеозапись
Конференцию проводят Московский государственный психолого-педагогический университет, Ассоциация исследователей образования и Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования «Образование и педагогические науки»