Вся психология в одном университете

Функциональную психологическую грамотность обсудили на встрече читательского клуба «СоАвторское чтение»

Релиз

2024-12-09 Функциональную психологическую грамотность обсудили на встрече читательского клуба «СоАвторское чтение»


29 ноября при поддержке Точки кипения МГППУ состоялась встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях». Тема встречи – «Функциональная психологическая грамотность: на стороне подростка». Встреча стала продолжением состоявшегося в прошлом году круглого стола журнала «Психологическая наука и образование»: Функциональная психологическая грамотность родителей и педагогов как условие построения эффективного общения с ребенком.

Более 110 участников проявили интерес к теме. Среди них участники из более чем 25 городов и областей – Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Амурской области, Белгорода, Великого Новгорода, Волгограда, Ессентуков, Калуги, республики Коми, Комсомольска-на-Амуре, Курска, Набережных челнов, Омска, Пятигорска, Пензы, Пермской области, Самары, Смоленска, Ставрополя, Таганрога, Томска, Хакассии, Ханты-Мантийского автономного округа, Чебоксар, Челябинской области, Ярославля и других городов, а также из Алматы (Казахстан).

Во вступительном слове профессор кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой» МГППУ, кандидат психологических наук Наталья Николаевна Авдеева обозначила проблемы детско-родительских отношений, связанные с тем, что подростки стали часто использовать психологическую терминологию, незнакомую родителям (абьюзер, нарушение границ и проч.), а родительский опыт во многом обесценивается, и отношения с родителями подвергаются частой критике со стороны подростков.

В своем выступлении научный руководитель Центра исследований современного детства, профессор департамента образовательных программ Института образования Высшей школа экономики, доктор психологических наук Катерина Николаевна Поливанова рассказала о существенной трансформации социального поля за последние 50 лет, вследствие чего происходит активное проникновение научного знания, в том числе психологического, в обыденное сознание. Катерина Николаевна рассмотрела примеры обращенных к подростку советов психологов в интернете, деформирующих образ родителя. «Социальные сети – это то место, где информация распространяется, а источником является возможность "продать" свое психологическое знание широким массам», – сказала Катерина Николаевна.

Заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья, кандидат психологических наук Сергей Николаевич Ениколопов в своем выступлении поднял вопрос о стрессогенности современного интернета. А также отметил, что с одной стороны в обществе сильно снижается конструктивное критическое мышление, но растет эзотерическое, магическое, а с другой стороны, существует запрос на психологическое знание. Сергей Николаевич заметил, что психологи часто вместо того, чтобы представлять свою точку зрения с помощью терминологии, используют метафоры, вследствие чего возникает расширенное понимание психологических явлений, которое распространяется в таком виде дальше. Сергей Николаевич указал, что необходима важная работа по психологическому просвещению как родителей, так и подростков.

Участники задавали различные вопросы. Среди прочего, был поднят вопрос о том, что проблемой является отсутствие хорошей литературы по психологии для современных подростков.

К дискуссии присоединилась доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой», кандидат психологических наук Дарья Александровна Красило, которая указала на важность для подростков чтения художественной литературы – процесс, когда человек не смотрит пассивно интернет и средства массовой информации, где готовые решения не дают возможности развиться, а когда ему нужно подумать, когда включается воображение.


Презентация выступления К.Н. Поливановой

Посмотреть видеозапись встречи можно на видеоканалах портала психологических изданий PsyJournals:


Календарь следующих вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях»

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Журнал «Психологическая наука и образование» Портал психологических изданий PsyJournals.ru Фундаментальная библиотека МГППУ Факультет "Психология образования" Сектор «Точка кипения МГППУ» Знакомимся с научными публикациями