Использование когнитивных диагностических моделей оценки новых грамотностей обсудили на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ
Релиз
12 декабря состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве МГППУ и Института образования ВШЭ.
С докладом на семинаре «Доказательный подход к оцениванию новых грамотностей с применением когнитивных диагностических моделей» выступили:
- Авдеева Светлана Михайловна, кандидат технических наук, заведующая лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов, Институт образования НИУ ВШЭ
- Тарасов Сергей Владимирович, младший научный сотрудник, заместитель директора центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ
- Петракова Марина Сергеевна, кандидат юридических наук, преподаватель факультета права НИУ ВШЭ
В своем докладе авторы представили подходы к оценке новых грамотностей у школьников с использованием метода доказательной аргументации и когнитивных диагностических моделей на примере инструмента измерения правовой грамотности.
Метод доказательной аргументации предполагает создание тестовых заданий на основе четко установленной рамки, которая включает в себя описание уровней освоения навыков. Для каждого уровня обозначается, какие конкретные способности должен продемонстрировать ученик, чтобы доказать свое владение определенным аспектом грамотности. Такой подход обеспечивает высокую степень объективности и прозрачности в оценивании, поскольку задания ориентированы на выявление конкретных достижений школьников. Во второй части доклада был представлен анализ возможностей использования методологии когнитивных диагностических моделей для более глубокого изучения результатов тестирования. Эти модели предоставляют возможность не только оценивать общий балл теста, но и точно определять, какие конкретные аспекты грамотности уже освоены учащимися, а с какими им еще предстоит поработать. Такой подход делает оценку не просто заключительным результатом, а важным инструментом для диагностики и последующего развития навыков.
Дискуссанты отметили большую значимость исследования и качество представленных результатов.
В своем выступлении дискуссант Янковский Роман Михайлович, кандидат юридических наук, академический директор Moscow Digital School, автор курса «Правовая грамотность», отметил сложность измерения правовой грамотности и правильность выбранного методологического подхода к разработке инструмента измерения, сказал о необходимости формирования правой грамотности школьников как важной составляющей их гражданской идентичности.
Дискуссант Федерякин Денис Александрович, PhD в политических и экономических науках, сотрудник кафедры экономического и бизнес-образования факультета экономики Университета им. Иоганна Гутенберга в г. Майнц и сотрудник группы педагогики высшей школы факультета психологии Университета им. Иоганна Вольфганга фон Гёте в г. Франкфурт (Германия), дал оценку анализу результатов тестирования с использованием когнитивных диагностических моделей (CDM). Он отметил, что CDM обеспечивают более точную и содержательную оценку за счет фокусировки на конкретных когнитивных навыках, позволяют разработать персонализированные образовательные стратегии школьников, могут использоваться для создания адаптивных тестов, что повышает эффективность оценивания. Также дискуссант подчеркнул необходимость проведения дальнейших исследований для проверки качества моделей и диагностических выводов, полученных с использованием CDM.
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится в феврале 2025 года.