Вся психология в одном университете

В Беседке журнала «Современная зарубежная психология» выступили молодые ученые из Сириуса

Новость

2025-02-17 В Беседке журнала «Современная зарубежная психология» выступили молодые ученые из Сириуса

6 февраля состоялся вебинар из цикла «Беседка журнала», на котором выступили авторы журнала «Современная зарубежная психология» молодые исследователи из научно-технологического университета «Сириус».

Рогачев Антон Олегович рассказал о функции временного отклика (ФВО) – новом методе исследования нейрофизиологических механизмов восприятия речи. Нейронное отслеживание, в которое входит метод функции временного отклика, отличается от метода вызванных потенциалов высокой экологической валидностью. В исследованиях речи широко применяется эффект N400, появляющийся в ответ на семантические несоответствия между предъявляемыми стимулами. Спикер рассказал об особенностях метода, представил различные исследования восприятия речи, в том числе проведенные на 7-месячных младенцах и детях с дислексией, а также ответил на вопрос об использовании ФВО в других модальностях.

Семенова Елена Юрьевна представила статью о взаимосвязи билингвального языкового опыта и исполнительных функций. Исполнительные функции – это система высокоуровневых когнитивных процессов, позволяющая человеку контролировать свое поведение согласно заданным целям и изменяющимся условиям среды. В них входит когнитивная гибкость, рабочая память, мониторинг конфликтов, ингибиторный контроль. Есть гипотеза, которая во многом подтверждается, что владение двумя и более языками (билингвизм) улучшает исполнительные функции. Спикер рассмотрела различные коммуникативные ситуации (контексты речевого взаимодействия) с использованием двух языков.

Слушатели запросили дополнительную литературу на тему ингибиторного контроля и бимодального билингвизма:

Романова Раиса Сергеевна рассказала об особенностях интеллектуального развития при расстройстве аутистического спектра (РАС). Спикер рассказала о том, какой вклад в проблему соотношения вербального и невербального интеллекта у людей с РАС вносят методы исследования, половые различия, возраст, выраженность симптоматики расстройства. У детей с РАС, в отличие от типично развивающихся, встречаются непредсказуемые траектории развития интеллекта. Вербальный интеллект в большой степени связан с выраженностью социальных нарушений. Наиболее эффективный подход в коррекции аутизма – выявление сильных и слабых сторон человека. У 63% людей с РАС наблюдаются выраженные «островки» (изолированные навыки) способностей. Показатели интеллекта при аутизме в границах нормы и выше среднего встречаются в исследованиях со строгими методологическими подходами от 43 до 59%. Лучшие методики исследования интеллекта – Leiter и Unit. Отечественных методик такого же уровня пока не существует, к сожалению.

Андрей Николаевич Неврюев акцентировал наше внимание на самых интересных моментах вебинара и подчеркнул, что важно рассказывать обществу о внутреннем мире особенных людей, потому что знание вызывает понимание и снижает тревожность.

В заключение Виктория Викторовна Пономарева анонсировала журнал «Аутизм и нарушения развития» на портале психологических изданий, а также темы трех ближайших выпусков журнала «Современная зарубежная психология».


Видеозапись вебинара


Материалы по теме вебинара:

  1. Современная зарубежная психология / Гл. ред. Т. В. Ермолова. Том 13. № 1. М.: МГППУ, 2024. 155 с.
  2. Современная зарубежная психология / Гл. ред. Т. В. Ермолова. Том 13. № 2. М.: МГППУ, 2024. 169 с.
  3. Рогачев А.О., Сысоева О.В. Функция временного отклика – новый метод исследования нейрофизиологических механизмов восприятия речи в экологически валидных условиях // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 1. С. 92–100. DOI: 10.17759/jmfp.2024130108.
  4. Семенова Е.Ю. Взаимосвязь билингвального языкового опыта и исполнительных функций: современное состояние исследований // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 53–61. DOI: 10.17759/jmfp.2024130205.
  5. Романова Р.С., Таланцева О.И. Особенности интеллектуального развития при расстройстве аутистического спектра (РАС) // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 1. С. 69–77. DOI: 10.17759/jmfp.2024130106.

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Электронный журнал «Современная зарубежная психология» Фундаментальная библиотека МГППУ Школьно-дошкольное отделение Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Журнал «Аутизм и нарушения развития» Сектор «Точка кипения МГППУ» Знакомимся с научными публикациями