Тьюторы в инклюзивном образовании: как обучать специалистов? – дискуссия практиков
Релиз

10 июня на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоялся вебинар «Тьюторы в инклюзивном образовании: как обучать специалистов?».
Он разделился на две части. Сначала Самсонова Елена Валентиновна, ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ, рассказала об основных идеях и ценностях, на которых базируется подготовка тьютора. Потом развернулась очень содержательная дискуссия, в которую вступили коллеги спикера – Инна Вячеславовна Карпенкова, а также три практикующих тьютора, прошедших двухлетнюю магистерскую программу под руководством Елены Валентиновны.
Основные принципы при обучении тьютора следующие.
- Ребенок должен быть включен в образовательный процесс субъективно, осознанно; он двигается к целям, которые поставил сам, понимает, зачем он учится. Методика развития целеполагания есть в развивающем обучении, с ее помощью можно мотивировать к получению образования, хотя не всем учителям легко ее освоить. Важно выявить образовательные мотивы, интересы, учебные трудности (их преодоление может стать целью), сформировать образовательный запрос, который должен соотноситься с ресурсами школы. Способы достижения цели также обсуждаются с ребенком; надо выделить этапы движения к цели и периодически проводить рефлексию: «Чего мы добились»?
- Образование должно быть доступно и качественно для всех; любая образовательная организация – инклюзивная.
- Тьюторство необходимо для инклюзии, сопровождение должно быть с учетом особенностей людей.
- Предмет деятельности тьютора – индивидуальный образовательный маршрут. Его автором часто является команда специалистов или тьютор. Понять, что нужно ребенку, можно на основе диагностики, но сам тьюторант принимает активное участие в его разработке.
Кроме магистерской программы, Елена Валентиновна разработала более краткосрочные курсы по подготовке тьюторов, с содержанием которых можно ознакомиться на странице Факультета повышения квалификации МГППУ. Основные учащиеся этих курсов – это дефектологи, учителя, педагоги-психологи, социальные работники, причем последние оказались больше всего готовы к вовлечению ребенка в активную позицию (не «для ребенка», а «с ребенком»).
Далее развернулась дискуссия, слушатели отвечали на вопросы, сформулированные спикером:
- Должен ли будущий тьютор разработать образовательный маршрут не только для ребенка, но сначала для самого себя в процессе обучения?
- Нужна ли тьюторам специализация для работы с людьми, имеющими разные диагнозы?
- Можно ли вовлечь ребенка в совместную деятельность при серьезных интеллектуальных нарушениях?
Важно, что на эти вопросы отвечали люди, имеющие большой практический опыт, поэтому дискуссия оказалась захватывающей и полезной.
Публикации по теме вебинара:
- Самсонова Е.В., Карпенкова И.В. Профессиональная подготовка тьюторов для инклюзивного образования: учебное пособие / под ред. Е.В. Самсоновой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. ‒ 186 с.
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Шеманов А.Ю., Прокопьева Л.М. Исследование субъективной оценки готовности и способности студентов и работающих тьюторов к тьюторскому сопровождению в условиях инклюзивного образования // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 4. С. 43– DOI:10.17759/psyedu.2023150403.
Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.