Министерство просвещения

Вся психология в одном университете

Открытая защита: эксперты МГППУ и проекта «УчимЗнаем» оценили исследования студентов

Новость

Открытая защита


В МГППУ 2 июля прошла публичная защита научно-исследовательских работ, выполненных студентами факультета «Клиническая и специальная психология» на площадках госпитальных школ «УчимЗнаем».

МГППУ с 2019 года сотрудничает с проектом «УчимЗнаем». Сейчас в проекте уже открыто около 70 госпитальных школ по всей стране, где обучаются дети, находящиеся на длительном лечении.

Сотрудничество МГППУ и «УчимЗнаем» ведется по нескольким направлениям. На кафедре специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» с первых лет в рамках проекта реализуется магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями». Стажировочную площадку для магистрантов предоставляет проект «УчимЗнаем». Студенты имеют возможность проходить практику в ведущих медицинских учреждениях.

Еще одно направление сотрудничества – это совместная научно-исследовательская деятельность, а с 2021 года было решено проводить открытые защиты научно-исследовательских работ обучающихся.

На открытых защитах представляются самые актуальные и интересные студенческие работы. К их обсуждению приглашаются специалисты проекта «УчимЗнаем», госпитальные педагоги, психологи, дефектологи, преподаватели кафедры специальной психологии и реабилитологии, а также рецензенты и научные руководители студентов, чьи работы представлены к защите.

Эксперты-практики могут оценить практическую значимость научных исследований и дать рекомендации по учету определенных факторов, влияющих на психологическое состояние детей в медицинских учреждениях.

В этом году 3 из 4 отобранных работ были объединены проблемой психологической помощи подросткам с различными хроническими заболеваниями. Одна работа представляет исследование эмоционального выгорания педагогов госпитальных школ.

Студенты МГППУ представили исследования по темам:

  • Особенности внимания и памяти подростков с хронической болезнью почек. Антоненко Мария, бакалавр кафедры Специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, бакалаврская программа «Специальная психология и педагогика»

Работа посвящена изучению особенностей внимания и памяти у подростков с хронической болезнью почек (ХБП). Рассматривается влияние соматического заболевания на когнитивные функции, включая концентрацию и переключаемость внимания, объем кратковременной и долговременной слухоречевой и зрительной памяти.

Особое внимание уделяется сравнению результатов, полученных в ходе эмпирического исследования, группы подростков с ХБП со здоровыми сверстниками.

Полученные результаты могут быть использованы психолого-педагогической службой для индивидуальной работы с подростками с ХБП, а также для дальнейшего исследования предложенной темы с целью уточнения факторов, влияющих на разницу показателей у экспериментальной и контрольной групп.

  • Изменение комплаентности у подростков с сахарным диабетом в процессе прохождения психологического тренинга. Кравцова Наталья, студент кафедры Нейро- и патопсихологии развития факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, программа специалитета «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

Исследование посвящено разработке и апробации психологического тренинга, направленного на повышение уровня комплаентности (приверженности лечению) у подростков с сахарным диабетом первого типа.

Методический инструментарий исследования – это комплекс психодиагностических методов для изучения особенностей комплаентности подростков. В исследовании участвовали 13 подростков от 13 до 17 лет.

Тренинг предполагает обсуждение тем, связанных с особенностями заболевания, влияния эмоций, родителей, социального окружения на приверженность лечению.

Полученные результаты позволили сделать вывод о положительном влиянии разработанного тренинга на повышение уровня комплаентности у подростков с сахарным диабетом.

  • Особенности эмоционального выгорания педагогов госпитальных школ. Давлетова Камилла, бакалавр кафедры Специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, бакалаврская программа «Специальная психология и педагогика»

Цель исследования – изучение особенностей эмоционального выгорания педагогов, работающих в общеобразовательных, коррекционных и госпитальных школах.

В исследовании участвовали 30 педагогов. Педагоги, работающие с детьми с онкологическими заболеваниями, педагоги, работающие с детьми с расстройством аутистического спектра и с умственной отсталостью, педагоги, работающие с детьми с нормотипичным развитием.

В результате исследования было выявлено, что уровень эмоционального выгорания у госпитальных педагогов ниже, чем у педагогов общеобразовательных школ.

Уровень самоуправления значимо выше у госпитальных педагогов, чем у педагогов общеобразовательных школ. Уровень осознанности у педагогов коррекционных школ выше, чем у педагогов общеобразовательных школ. Уровень понятности профессиональной деятельности у педагогов коррекционных школ ниже, чем у педагогов общеобразовательных школ.

  • Создание психолого-педагогических условий в госпитальных школах для повышения положительного самовосприятия подростков с онкологическими заболеваниями. Замышляева Юлия Павловна, магистрант кафедры Специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями»

Работа посвящена разработке и апробации коррекционно-развивающей программы для повышения положительного самовосприятия подростков с онкологическими заболеваниями.

Методический инструментарий исследования – это комплекс психодиагностических методов для изучения особенностей самосознания подростков.

В исследовании участвовали подростки от 13 до 17 лет. Были опрошены 20 подростков с онкологическими заболеваниями на базе госпитальной школы при ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России, проекта УчимЗнаем и 10 здоровых подростков в общеобразовательных учреждениях города Пушкино.

Полученные результаты позволили сделать вывод о положительном влиянии разработанной коррекционно-развивающей программы на самовосприятие подростков с онкологическими заболеваниями.


По словам Евы Артемовой, декана факультета «Клиническая и специальная психология», выпускники МГППУ – это люди, которые знают и умеют это знание применять.

«По результатам открытых защит Сергей Витальевич Шариков, основатель проекта УчимЗнаем», предлагает некоторым студентам (магистрантам) работу в проекте в качестве педагогов-психологов госпитальных школ. Это хорошая возможность трудоустройства для наших выпускников», – говорит Юлия Куртанова, руководитель магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями».

Так, например, Полина Адиятова, выпускница магистратуры 2025 года, уже работает тьютором (учителем-дефектологом) на нескольких площадках проекта, в основном в клинике доктора Рошаля и НМИЦ им. Дмитрия Рогачева.

«Помимо основной дефектологической деятельности, коррекционно-развивающих занятий и ведения уроков у обучающихся по АООП, я провожу внеурочные занятия, связанные с творческом, больше всего ребятам нравится занятия по оригами», – рассказывает Полина. 

«Магистратуру я выбрала, еще обучаясь на 3 курсе бакалавриата, в то время меня интересовала не просто дефектология, а то, как быть дефектологом в условиях детской больницы. Я очень хотела поступить именно на это направление и не пожалела: еще до начала работы в проекте благодаря магистратуре я уже имела теоретическое представление о специфике работы в детской больнице. Адаптироваться к новой работе было гораздо легче», – добавляет она.

Выпускник МГППУ 2023 года Данил Вовенко, уже четыре года работает педагогом-психологом в госпитальной школе «УчимЗнаем» на площадке в российской детской клинической больницы.

«Данное магистерское направление я выбрал именно в связи с поступлением на работу в проект «УчимЗнаем». Я осознавал, что мне необходимо расширить и углубить профессиональные знания в этом направлении. За время работы я понял, что не бывает сложного случая во взаимодействии с детьми, а есть только крайне занимательные и интересные», - делится Данил.

Анастасия Бриллиантова в 2020 году осознанно выбрала эту магистерскую программу, поскольку еще на бакалавриате испытывала интерес к работе с детьми с хроническими соматическими заболеваниями. В то время она была волонтёром в Морозовской детской клинической больнице. 

«Я работаю педагогом-психологом флагманской площадки Проекта госпитальных школ "УчимЗнаем" с 2022 года. В Проект я хотела попасть еще во время обучения в магистратуре, и очень рада, что тогда появилась возможность попасть на открытую защиту научно-исследовательских работ студентов факультета "Клиническая и специальная психология" МГППУ. После защиты моя мечта осуществилась, и я стала частью команды госпитальной школы. Сейчас могу сказать, что моя любовь к психологии и к госпитальной педагогике становится сильнее с каждым годом», – рассказала Анастасия.


Посмотреть видеозапись открытой защиты можно здесь >>


Источники: Факультет "Клиническая и специальная психология" Магистерская программа "Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями"