Контекст имеет значение: критическое мышление в разных дисциплинах обсудили на семинаре МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ
Релиз
11 декабря состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.
С докладом «Контекст имеет значение: как предметная специфика влияет на оценку критического мышления?» выступили
- Ксения Вадимовна Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ
- Даниил Павлович Талов, младший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ
В своем докладе авторы представили результаты эмпирического исследования, посвященного тому, как предметный контекст влияет на функционирование тестов критического мышления. В фокусе обсуждения была проблема универсальности измерения: когда задания создаются как «контекстно нейтральные», возрастает риск смешения целевого конструкта с предметными знаниями, что ведет к искажению параметров измерения и интерпретаций образовательных эффектов. В исследовании на выборке бакалавров из десяти ведущих российских университетов сопоставлялись два теста критического мышления, эквивалентные по конструкту и формату, но различающиеся сюжетами. По итогам анализа авторы показали, что предложенные инструменты позволяют компактно и достаточно точно оценивать критическое мышление, в одном тесте возможно сочетать предметно-специфичные и универсальные задания, тематика заданий практически не влияет на параметры теста для целевых групп, а сам дизайн делает оценку предметно-специфичного критического мышления масштабируемой.
Доклад вызвал живую и заинтересованную дискуссию участников семинара.
Дискуссанты подчеркнули практическую значимость результатов для конструирования инструментов оценивания и для корректной интерпретации результатов в разных дисциплинарных контекстах, включая задачу разведения универсальных и предметно зависимых проявлений критического мышления.
В своем выступлении дискуссант Тарас Валерьевич Пащенко, кандидат наук об образовании, главный эксперт лаборатории проектирования содержания образования в Институте образования НИУ ВШЭ, отметил высокий уровень разработки инструментария и представленного анализа, а также поставил ряд уточняющих вопросов. В частности, он предложил обсудить возможные гипотезы, объясняющие более низкие показатели выполнения «универсальной» части теста у экономистов.
Дискуссант Андрей Викторович Дементьев, ведущий эксперт проектно-учебной лаборатории моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании, директор по развитию преподавательского мастерства НИУ ВШЭ, сосредоточил внимание на идее блочной структуры теста и на возможности выделять или исключать «экономически окрашенные» задания без ущерба для валидности измерения критического мышления. В продолжение обсуждения он акцентировал перспективу дальнейших исследований в области критического мышления в условиях активного использования инструментов искусственного интеллекта.
