Вся психология в одном университете

Виктория ЮРКЕВИЧ, «СМИ отфильтруют для защиты детей». «Мнения.ру».

СМИ о нас

Эпопея с законодательными ограничениями для СМИ продолжается: стало известно, что под действие Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» попадут и радиостанции. Теперь они будут обязаны объявлять, присутствует ли на их канале информация, попадающая под возрастные ограничения, и сопровождать эти предупреждения сведениями о своих выходных данных.

Рынок средств массовой информации теперь полностью заполонен ограничениями «6+», «12+», «16+» и «18+». Законодательная инициатива окажет влияние и на телевидение, и на печатные СМИ, и на радио, и на интернет.

Телевидение уже преобразилось: с первого сентября все телеканалы добавили к своим программам возрастные маркировки, а некоторые передачи были сдвинуты в сетке программ. Новость о возможном запрете легендарных «Крокодила Гены» и «Ну, погоди!» была опровергнута, однако не менее легендарные «Симпсоны» и «Губка Боб» все же будут подретушированы и перенесены в эфире.

СМИ тоже уже разместили предупреждение о возрастных маркировках: на сайтах РИА «Новости» и «Комсомольская правда» поставили знак «12+», «Ведомости» и «Коммерсант» — 16+, а Newsru.com, LifeNews, Gazeta.ru, Lenta.ru — «18+». «Интерфакс» и вовсе опубликовал под логотипом грозную надпись «Запрещено для детей».

Многие радиостанции уже пустили в эфире предупреждение о возрастных ограничениях: «Русское радио», например, включило ежечасную отбивку с сообщением о том, что их аудитория — 16+. Как сообщил глава Роскомнадзора Александр Жаров, планируется создать специальную экспертную структуру при Национальной ассоциации телевещателей, которая будет проводить анализ песен с «натуралистическими действиями» по заявлению радиостанций.

Интернет тоже будет ограничен: помимо маркировок контента в скором времени россияне столкнутся и с запретами на доступ к информации. По закону операторы публичных сетей Wi-Fi будут обязаны фильтровать трафик: это означает, что, придя в Парк Горького, «Интерфакс» почитать будет нельзя. Правда, как сообщают «Ведомости», пока неясно, кто именно должен заниматься подобными ограничениями — провайдеры или владельцы общественных заведений, как и неясно, какие именно сайты им придется блокировать.

В круг продуктов, подлежащих экспертизе, попадает все больше и больше товаров массовой культуры. Ответственность понесут даже рекламодатели: например, ролик «Теща уедет, когда закончится Fairy» можно расценить как «формирующий неуважение к членам семьи» и показывать только после 23 часов вечера. Хотя Жаров опроверг опасения, что в России внедрят firewall-фильтр по образцу Китая, законодательная инициатива продолжает вызывать резонанс: он же, например, высказал предположение, что действие закона следует распространить и на компьютерные игры.

Закон о защите детей ударил по всем средствам массовой информации, но насколько сильным будет этот удар, станет понятно только в октябре. Тогда, как ожидается, Министерство юстиции утвердит регламент соблюдения закона, а до этого момента телеканалы будут обязаны соблюдать правила, введенные Роскомнадзором. Будущие один-два месяца работы газет, телеканалов и радиостанций станут самыми спорными: предполагается, что они позволят оценить границы применения закона.

Возможно, этот закон будет иметь неожиданные последствия: как известно, запретный плод сладок. Может быть, благодаря этому закону дети будут лучше разбираться в СМИ: в конце концов культура всегда переживает расцвет, когда государство пытается вводить запреты.

О том, что меняет новый закон о защите детей, Мнениям.ру рассказали эксперты.

Мнение высказывает Виктория Юркевич, заведующая лабораторией психологии одарённых детей МГППУ

3 Сентября 2012, 17:00:13

Когда в молодости я учила труды Ленина, мне понравилась фраза «Формально — правильно, по существу — издевательство». Конечно, какие-то обозначения предназначения радио- и телепередач полезны. Но вся проблема заключается в том, насколько эффективно их можно провести в жизнь.

Задача заключается не столько в обозначении, сколько в том, чтобы родители смогли хоть как-то влиять на просмотр и прослушивание передачи. Если родители не влияют — все бесполезно. У многих детей в комнате стоит телевизор или радио, они выбирают то, что хотят. Задача заключается в работе с семьей и родителями, а не СМИ. Родители должны быть значимы, сейчас же они перестают быть значимы с 8-9 лет.

Но, на мой взгляд, такие обозначения все-так нужны. Мы должны представлять, что смотрят и слушают дети. Хотя, конечно, ситуация с «Ну, погоди!» уже слишком. Даже «Спокойной ночи, малыши!» идет до девяти часов вечера.

Задача не в том, чтобы ставить обозначения, а в том, чтобы добиться их реальной работы. Нам, психологам, надо позаботиться о том, чтобы родители хоть каким-то образом могли влиять на просмотр радио- и телепередач. Система влияния семьи на ребенка — важная и сложная задача, все остальное — мелочи. Надо ставить задачи воспитания семьи.

Чтобы управлять машиной, у нас сдают на права. А ведь управлять ребенком — еще серьезнее. Система просвещения семьи недостаточна, поэтому меры по обозначению контента в СМИ бесполезны, пока проблемы семьи не решены.

Ссылка на материал

Слушать запись