Вся психология в одном университете

Светлана АЛЕХИНА, «Терпение родителей и труд специалистов могут принести хорошие результаты в воспитании детей-аутистов». «Первый канал», программа «Новости Москва»

СМИ о нас

Одни считают таких людей гениями, другие - умственно отсталыми. Аутисты, и в самом деле, без посторонней помощи ни в одно общество вписаться не могут. Напротив, окончательно уйдут в себя. Но терпение родителей и труд специалистов способны принести фантастические результаты.

5-летний Федя дружит с резвой Бусей давно, она - его лекарство от неизлечимого аутизма. Живой заинтересованный взгляд сегодня не выдает того времени, когда мир мальчика крутился только внутри, и хорошо ему было только наедине с собой.

"Он пришел к нам в 2 года, он не говорил, он мог лежать только и кричать, больше не мог ничего", - вспоминает инструктор иппотерапии Вера Еланская.

Не говорят, не взаимодействуют, не сопереживают, только странно раскачиваются или сидят в углу. Раньше это было и о Феде. Две его сестры абсолютно здоровы. Что повлияло на мальчика - точного ответа нет.

"Я был близок после этого диагноза к суициду, я реально дня два сильно размышлял на эту тему", - делится Александр Грек, отец Феди.

"Я не позволила себе задуматься о последствиях, о том, что нас ждет. Я поняла: да, у нас есть проблема, надо с ней бороться", - рассказывает Екатерина Овчинникова, мать Феди.

Аутизм не излечить, но облегчить форму можно. Заболевание без четких границ - целый спектр симптомов от глубокой умственной отсталости до гениальности. Так что каждому свое: диета, иппотерапия, мир через краски, гимнастика-игра, музыка-развлечение.

"Мы 20 лет отбираем самое эффективное, что только можно найти, и я вижу, что только совокупность методов дает максимально хороший результат", - рассказывает руководитель Центра реабилитации инвалидов детства Игорь Шпицберг.

Чем раньше начинаешь коррекцию, тем выше успех. Ярослав свое время упустил - просто 13 лет назад, об аутизме знали гораздо меньше, особенно участковые педиатры. Диагноз поставили только в 6 лет.

Педантично и по порядку. Дежурный по манежу 20-летний Валентин свои симптомы сделал рабочими качествами. Трудоустройство аутистов - в России не правило, а исключение.

"Работа помогла, дала мне толчок в развитии. Я стал более спокойнее и кое-что понимать стал, соображать стал, более общительный стал", - рассказывает Валентин Юнин.

Валентин, по статистике, один на сотню из тех, кто в состоянии так или иначе жить в обычном обществе. Готовить к этой жизни нужно с детства, в том числе через инклюзивное образование. Даже в передовой Москве всего 20 общеобразовательных школ, куда принимают аутистов. Сейчас так учатся только 60 ребят, и то в начальных классах - дальше наша система образования принимать их не готова.

"Нужно готовить педагогов той школы, которая берет на себя эту задачу. Педагог - первое, второе - это среда, третье - это специалисты, которые должны сопровождать такого ребенка и сопровождать других детей, которые будут рядом с ним", - считает директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина.

У Феди пока череда успехов - ходит в обычный детский сад, и родители очень надеются, что его возьмут и в обычную школу. Во всяком случае, в хоккей он играет наравне со всеми детьми: дурачится, скользит и метит в ворота. Родители теперь знают, что диагноз - еще не приговор.

"Он может выйти утром и сказать: "Мам, посмотри, волосы проснулись и смеются!" Я на самом деле очень рада, что у меня такой ребенок, потому что открылось какое-то другое видение этого мира", - говорит Екатерина Овчинникова.

Ссылка на материал