Вся психология в одном университете

Сергей ЕНИКОЛОПОВ, «Роковые маршруты». Телеканал НТВ, итоговая программа» «Сегодня».

СМИ о нас

Катастрофы на воде, в воздухе и на земле. Когда виновата техника, а когда человеческий фактор? На чьей совести проблемы с транспортной безопасностью в стране?

Жуткий урожай катастроф в воздухе, на земле и на воде принесло уходящее лето. Одна «Булгария» утянула на дно больше сотни жизней. И только за сегодняшний день — 23 жертвы всего в нескольких ДТП в разных регионах страны.

Напрашивается один вывод: с безопасностью на транспорте что-то не так. И на технику грешить поводы есть: выработала свой ресурс, посудины, колымаги, помойки. И на человеческий фактор есть что наскрести. Где-то представители контролирующих органов недоглядели, где-то коррупция боевые корни пустила.

Корреспондент НТВ Андрей Григорьев попробовал разобраться, как разруху, в том числе в головах, поправить, какие прорехи в законах устранить, чтобы спокойно до цели доплыть, долететь и доехать.

На ускоренном просмотре записи камеры видеонаблюдения, снимавшей вид на Неву, хорошо заметно, как в одной только излучине реки 33 корабля лавировали, лавировали, но при таком интенсивном движении вылавировать без последствий довольно сложно.

Сергей Свирин, капитан прогулочного судна: «Группа гидроциклистов также развлекалась, хулиганила, брызгала теплоход, а там давление нормальное у нее, что выбила просто нам стекло, из-за этого пострадали люди».

Опасные пируэты на воде для катеров и гидроциклов — это уже своеобразный стиль. А когда останавливает речная инспекция, оказывается, что у многих даже прав на вождение нет. Бывает, что и техника, и капитан в нерабочем состоянии.

Александр Чуприян, заместитель министра по чрезвычайным ситуациям РФ: «У нас почему-то вообще принято в обществе считать, что если вода, то это отдых, а если это отдых, то это обязательно спиртное. Вот и все».

В Кирове на прогулочном судне не было детских спасательных жилетов. Это уже совсем другой уровень халатности. А когда судебные приставы пришли опечатывать рубку, капитан объяснил: мы же не океанский лайнер.

Александр Васенин, капитан прогулочного судна: «Посмотрите нашу реку, она сто метров шириной, из них половину реки проходят по колено. Самая большая глубина здесь — два с половиной метра. На нашей реке нельзя не то что утонуть — даже ноги промочить».

У инструктора школы выживания Колесникова есть рекомендации для тех, кто терпит крушение на похожем теплоходе, и для тех, кто путешествует в автобусе.

Дмитрий Колесников, президент школы выживания: «Надо искать свободные шлюпки, предметы деревянные или такие, которые имеют положительную плавучесть. Если же машина переворачивается и крутится, все предметы будут, как в мясорубке, вращаться, перемещаться и наносить человеку дополнительные увечья. Рекомендуется голову, подбородок прижать к груди. И руками прикрыть голову».

Но ведь по большому счету от пассажиров все-таки почти ничего не зависит. Редко случается, что в одном и том же месте можно увидеть, как летят самолеты, идут катера и проезжают мимо автомобили. Но опыт этого лета показывает: у всех без исключения видов отечественного транспорта, по сути, одинаковые неисправности. В стране, где самая большая в мире протяженность железнодорожных, автомобильных и водных путей и на внедрение в отрасль новых технологий ежегодно тратятся гигантские суммы, специалисты, оценивая причины возникновения большинства аварий, неизменно выделяют два главных фактора — корысть и элементарную человеческую глупость.

Пилот из Санкт-Петербурга поднял в воздух одномоторный пайпер без разрешения на вылет. Хотел покатать товарищей, а в итоге самолет зацепился за провода. Погиб и летчик, и оба пассажира.

Сергей Ениколопов, заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ: «Этот заснул, тот пьяный сел за руль и так далее. В итоге другой тоже начинает расслабляться: ну, кому-то не повезло, он сел за руль, а мне повезет. И здесь это магическое мышление, что со мной такое произойти не может, ослабляет бдительность».

По статистике, чаще всего чрезвычайные происшествия случаются на дорогах. С начала года только техавтоаварий, где погибло больше пяти человек, в России зафиксировано 83. Авиакатастроф, здесь уже вне зависимости от числа жертв, — 72. Трагедий на водном транспорте, грузовом и пассажирском — 32 и еще 16 инцидентов на счету транспорта железнодорожного. Общее количество пострадавших все время только растет.

Сергей Шишкарёв, председатель комитета Госдумы РФ по транспорту: «К сожалению, коррупция проникла и в эту сферу деятельности. Выдача разрешений на эксплуатацию того или иного транспортного средства. Продление сертификата годности. Закрывая глаза на те или иные неисправности, закрывая глаза на реальное состояние транспортного средства, за конверт, за взятку выдается разрешение».

Нет никакой гарантии, что близнецы печально знаменитой «Булгарии», ржавеющие на причале в Перми, больше никогда не будут эксплуатироваться. Они примерно того же возраста, что и затонувшее судно — старше 50.

Семен Резер, академик Академии транспорта России: «Устаревшие локомотивы, вагоны, пути — это естественно, с течением времени требуют ремонта и обновления. Но если возраст устаревший зашкаливает за 60–70–80%, то какая может быть здесь гарантия безопасности?»

Страшная авария на трассе Кемерово — Новосибирск. На большой скорости рейсовый пассажирский автобус столкнулся с грузовиком. Четверо погибших, больше двух десятков раненых.

Александр Каверин, водитель грузовика: «Отказали тормоза или заклинили у него тормоза, потом гаишникам говорит, что у него рулевое отказало».

После этого случая на сибирских дорогах массово проверяют техническое состояние междугородних автобусов. Но благие намерения полицейских немедленно натыкаются на стену непонимания со стороны и водителей, и пассажиров.

И это при том, что даже визуальный осмотр позволяет выявить поразительный факт — каждая третья машина неисправна. Такие в принципе в рейс выпускать нельзя, и уж тем более на дальние расстояния.

Александр Касьянов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: «Если раньше была халатность, незнание, то сегодня идет осознанное нарушение законов безопасности, связанное с сокращением денег на содержание судна, на подготовку капитана и команды для того, чтобы получить максимальные выгоды».

А наказания за такие нарушения мизерные. Капитана, работающего без лицензии, оштрафуют всего на 2–3 тысячи рублей. Резкое увеличение штрафов могло бы кардинально изменить ситуацию. Предлагается, кроме всего прочего, ввести для всех перевозок еще и обязательное страхование. Это дополнительный контроль и дополнительные средства. В России, впрочем, любые государственные меры, призванные обезопасить транспорт, это во всех инстанциях признают, вполне могут завязнуть в особенностях менталитета.

Виновник аварии часто сам же становится и ее жертвой. Например, житель Челябинска пьяный сел за руль и спровоцировал автокатастрофу. Повезло, что остался жив, хоть и навсегда теперь прикован к инвалидному креслу. Повезло, что уже после аварии женился. Повезло, что жена недавно родила ему дочь. Но большинству пострадавших судьба второго шанса не дает.

Смотреть видео

Ссылка на материал