Светлана АЛЕХИНА, «Инклюзивное образование в Москве. Справка». РИА Новости, спецпроект «Дети в беде».
СМИ о нас
Светлана Алехина, директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, доцент кафедры Педагогическая психология МГППУ, специально для спецпроекта "Дети в беде"
В Стратегии развития образования России до 2020 года одним из приоритетов выступает доступность качественного образования независимо от места жительства ребенка, который реализуется через соблюдение прав детей на поступление в образовательное учреждение и создание условий для обучения с учетом их учебных возможностей, интересов и образовательных потребностей.
Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг. (постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-ПП): "В условиях инклюзивного обучения ребенок-инвалид чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, процесс адаптации и самореализации. Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа".
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Для реализации этих целей в Москве принят закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 года № 16, который закрепил понятие "инклюзивное образование" и определил основные гарантии в получении качественного и доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В 2010-2011 учебном году инклюзивную практику реализуют 187 (5%) образовательных учреждений города (96 - для детей дошкольного возраста и 91 - для детей школьного возраста), в которых обучаются и воспитываются 967 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них:
16, 3% - с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
14, 2% - с нарушениями слуха;
13, 8% - с нарушениями интеллекта,
13, 1% - с тяжелыми нарушениями речи,
8% - с расстройствами аутистического спектра;
8% - с нарушениями зрения
28,2% - с другими нарушениями и различными инвализирующими заболеваниями, в т.ч. с генетическими заболеваниями и редкими синдромами.
Дети с ОВЗ получают образование в обычных общеобразовательных учреждениях, где на основании рекомендаций специалистов созданы специальные образовательные условия, разработаны индивидуальные образовательные планы, организовано психолого-педагогическое сопровождение, с учетом особенностей ребенка организовано тьюторское сопровождение.
По состоянию на апрель 2011 года в системе инклюзивного образования Москвы инклюзивную практику реализуют:
В Центральном округе – 60 образовательных учреждений
В Северном округе – 21 образовательное учреждение
В Северо-Восточном округе – 14 образовательных учреждений
В Восточном округе – 4 образовательных учреждений
В Юго-Восточном округе – 22 образовательных учреждения
В Юго-Западном округе- 9 образовательных учреждений
В Западном округе- 10 образовательных учреждений
В Северо-Западном округ – 28 образовательных учреждений
В Зеленограде – 4 образовательных учреждения
Для определения своего ребенка в условия инклюзивного образования родители могут обратиться в окружной ресурсный центр, которые созданы и функционируют в каждом округе Москвы.
Окружные Ресурсные центры позволяют систематизировать опыт работы, транслировать систему инклюзивного образования в округе и развивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, устанавливать партнерские отношения с родителями, общественными организациями, органами местного самоуправления. Ресурсный центр является основным координирующим звеном в организации инклюзивного образования в округе, в привлечении педагогов специального образования к решению вопросов и методическому обеспечению процессов инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы.
За два последних года в округах созданы Окружные Советы по инклюзивному образованию, координирующие деятельность всех образовательных и социальных учреждений в вопросе организации специальных условий обучения и жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
К 2016 году в соответствии государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175) доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с инвалидностью и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%. На сегодняшний день это количество составляет только 2,5%.
Основная цель заключается не в организации инклюзивного образования как нового сегмента системы образования, а в системном эволюционном изменении всех ступеней образования на основе принципов инклюзии.
Что значит сделать образование инклюзивным?
1. Построение инклюзивного детского сообщества
2. Разработка и реализация индивидуального учебного плана, тьюторская поддержка ребенка, адаптированные формы аттестации.
3. Создание доступной образовательной среды, адаптированные средства обучения.
4. Программно-методические обеспечение процесса обучения (дидактика, пособия, учебники).
5. Психолого-педагогическое сопровождение процесса инклюзии и всех его участников.
6. Введение компонента начальной профессиональной подготовки в массовой школе.
7. Преемственность ступеней образования.
Основные тенденции, проблемы и вызовы:
1. Неучет основных тенденций современного образования превращает развитие инклюзивного образования в закрытую, замкнутую систему. Введение инклюзии как принципа в реализации общего образования требует системного подхода.
2. Неразработанность нормативно-правовых и финансовых механизмов обучения ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Принцип "деньги следуют за ребенком" не работает.
3. Профессиональная и психологическая неготовность педагогических кадров реализовывать принципы инклюзии в условиях общего образования. Проблема кадров.
4. Неготовность среды (архитектурной, образовательной) и учебных средств (дидактические пособия, учебники) для удовлетворения образовательных потребностей детей с инвалидностью в массовой школе. Проблема средств и сервисов.
5. Системные границы между специальным и общим образованием. В то время как коррекционная школа рассматривается как методический ресурс развития инклюзии в общеобразовательной школе, 80% педагогов специальных (коррекционных) школ не принимают идеи включения ребенка с ОВЗ в условия массового образования.
Важнейшей задачей развития инклюзивного образования является подготовка руководителей инклюзивных образовательных учреждений , педагогов и специалистов, реализующих практику включающего образования.
Для этого в вузах столицы, в том числе в МГППУ и МГПУ открыта магистратура по направлению "Организация инклюзивного образования", реализуется программа модульных курсов повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику по шести направлениям. В рамках Университетского округа МГППУ создается система сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательных учреждений (МГППУ – Институт – ОУ), что позволяет создавать эффективную систему научного обеспечения инклюзивного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций учителя в системе высшего педагогического образования, создаются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий, разрабатываются проблемы непрерывного гуманитарного образования.
Для ресурсного обеспечения образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, в структуре Московского городского психолого-педагогического университета созданы Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования и Городской ресурсный центр по развитию интегративного (инклюзивного) образования.
Для развития инклюзивного образования в Москве необходимо разработать и принять в соответствии с законом города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" нормативно-правовые документы, регламентирующие финансирование и деятельность образовательных учреждений "инклюзивного типа", Окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) учреждений Москвы как ресурсных центров для методического сопровождения обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития в обычных образовательных учреждениях.