Вся психология в одном университете

Светлана АЛЕХИНА, «Инклюзивное образование в Москве. Справка». РИА Новости, спецпроект «Дети в беде».

СМИ о нас

Светлана Алехина, директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, доцент кафедры Педагогическая психология МГППУ, специально для спецпроекта "Дети в беде"

В Стратегии развития образования России до 2020 года одним из приоритетов выступает доступность качественного образования независимо от места жительства ребенка, который реализуется через соблюдение прав детей на поступление в образовательное учреждение и создание условий для обучения с учетом их учебных возможностей, интересов и образовательных потребностей.

Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг. (постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-ПП): "В условиях инклюзивного обучения ребенок-инвалид чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, процесс адаптации и самореализации. Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа".

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Для реализации этих целей в Москве принят закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 года № 16, который закрепил понятие "инклюзивное образование" и определил основные гарантии в получении качественного и доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В 2010-2011 учебном году инклюзивную практику реализуют 187 (5%) образовательных учреждений города (96 - для детей дошкольного возраста и 91 - для детей школьного возраста), в которых обучаются и воспитываются 967 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них:

16, 3% - с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

14, 2% - с нарушениями слуха;

13, 8% - с нарушениями интеллекта,

13, 1% - с тяжелыми нарушениями речи,

8% - с расстройствами аутистического спектра;

8% - с нарушениями зрения

28,2% - с другими нарушениями и различными инвализирующими заболеваниями,  в т.ч. с генетическими заболеваниями и редкими синдромами.

Дети с ОВЗ получают образование в обычных общеобразовательных учреждениях, где на основании рекомендаций специалистов созданы специальные образовательные условия, разработаны индивидуальные образовательные планы, организовано психолого-педагогическое сопровождение, с учетом особенностей ребенка организовано тьюторское сопровождение.

По состоянию на апрель 2011 года в системе инклюзивного образования Москвы инклюзивную практику реализуют:

В Центральном округе – 60 образовательных учреждений

В Северном округе – 21 образовательное учреждение

В Северо-Восточном округе – 14 образовательных учреждений

В Восточном округе – 4 образовательных учреждений

В Юго-Восточном округе – 22 образовательных учреждения

В Юго-Западном округе- 9 образовательных учреждений

В Западном округе- 10 образовательных учреждений

В Северо-Западном округ – 28 образовательных учреждений

В Зеленограде – 4 образовательных учреждения

Для определения своего ребенка в условия инклюзивного образования родители могут обратиться в окружной ресурсный центр, которые созданы и функционируют в каждом округе Москвы.

Окружные Ресурсные центры позволяют систематизировать опыт работы, транслировать систему инклюзивного образования в округе и развивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, устанавливать партнерские отношения с родителями, общественными организациями, органами местного самоуправления. Ресурсный центр является основным координирующим звеном в организации инклюзивного образования в округе, в привлечении педагогов специального образования к решению вопросов и методическому обеспечению процессов инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы.

За два последних года в округах созданы Окружные Советы по инклюзивному образованию, координирующие деятельность всех образовательных и социальных учреждений в вопросе организации специальных условий обучения и жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

К 2016 году в соответствии государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ  от 17 марта 2011 г.  №175)  доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с инвалидностью и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%. На сегодняшний день это количество составляет только 2,5%.

Основная цель заключается не в организации инклюзивного образования как нового сегмента системы образования, а в системном эволюционном изменении всех ступеней образования на основе принципов инклюзии.

Что значит сделать образование инклюзивным?

1. Построение инклюзивного детского сообщества

2. Разработка и реализация индивидуального учебного плана, тьюторская поддержка ребенка, адаптированные формы аттестации.

3. Создание доступной образовательной среды, адаптированные средства обучения.

4. Программно-методические обеспечение процесса обучения (дидактика, пособия, учебники).

5. Психолого-педагогическое сопровождение процесса инклюзии и всех его участников.

6. Введение компонента начальной профессиональной подготовки в массовой школе.

7. Преемственность ступеней образования.

Основные тенденции, проблемы и вызовы:

1. Неучет основных тенденций современного образования превращает развитие инклюзивного образования в закрытую, замкнутую систему. Введение инклюзии как принципа в реализации общего образования требует системного подхода.

2. Неразработанность нормативно-правовых и финансовых механизмов обучения ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Принцип "деньги следуют за ребенком" не работает.

3. Профессиональная и психологическая неготовность педагогических кадров реализовывать принципы инклюзии в условиях общего образования. Проблема кадров.

4. Неготовность среды (архитектурной, образовательной) и учебных средств (дидактические пособия, учебники) для удовлетворения образовательных потребностей детей с инвалидностью в массовой школе. Проблема средств и сервисов.

5. Системные границы между специальным и общим образованием. В то время как коррекционная школа рассматривается как методический ресурс развития инклюзии в общеобразовательной школе, 80% педагогов специальных (коррекционных) школ не принимают идеи включения ребенка с ОВЗ в условия массового образования.

Важнейшей задачей развития инклюзивного образования является подготовка руководителей инклюзивных образовательных учреждений ,  педагогов и специалистов, реализующих практику включающего образования.

Для этого в вузах столицы, в том числе в МГППУ и МГПУ открыта магистратура по направлению "Организация инклюзивного образования", реализуется программа модульных курсов повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику по шести направлениям. В рамках Университетского округа МГППУ создается система  сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательных учреждений (МГППУ – Институт – ОУ), что  позволяет создавать эффективную систему научного обеспечения инклюзивного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций учителя в системе высшего педагогического образования, создаются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий, разрабатываются проблемы непрерывного гуманитарного образования.

Для ресурсного обеспечения образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, в структуре Московского городского психолого-педагогического университета созданы Институт проблем интегративного  (инклюзивного) образования и Городской ресурсный центр по развитию интегративного (инклюзивного) образования.

Для развития инклюзивного образования в Москве необходимо  разработать и принять в соответствии с законом города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" нормативно-правовые документы, регламентирующие финансирование и деятельность образовательных учреждений "инклюзивного типа", Окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) учреждений Москвы как ресурсных центров для методического сопровождения обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития в обычных образовательных учреждениях.