Вся психология в одном университете

Михаил КОНДРАТЬЕВ, «Дом-2»: призыв к насилию или отражение действительности». Газета «Мир новостей».

СМИ о нас

«ДОМ-2»: призыв к насилию или отражение действительности

С момента появления на российских экранах реалити-шоу эти программы бьют все рейтинги среди молодежи. На “Дом-2” или “Каникулы в Мексике” подсаживаются как на наркотик. О том, как при этом меняется психика зрителя и ломается жизнь самих участников, побывавших “за стеклом”, рассказывает доктор психологических наук, профессор, декан факультета социальной психологии Московского психолого-педагогического университета, член-корреспондент РАО Михаил Кондратьев.

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: ИСТЕРИЧКИ И БРУТАЛЬНЫЕ БЕЗДЕЛЬНИКИ 

- Михаил Юрьевич, чем притягивают к себе реалити-шоу?

- В них есть иллюзия естественного, органичного развития событий. Это и привлекает людей, превращая участников в близких знакомых, практически в соседей. 

- Но про одно и то же смотреть, по-моему, скучно...  

- Почему же? Возьмем, к примеру, “Дом-2”. Программа продолжается восемь лет, и можно легко проследить, как меняются участники от сезона к сезону. Раньше подавляющее большинство пришедших на реалити-шоу явно имели целью реализацию своих карьерных устремлений. Многим это удалось: Водонаева, Бузова, Кадони и ряд других. Сегодняшние же участники - халявщики со стремлением засветиться на экране. Никаких серьезных усилий выстроить свое профессиональное будущее (скажем, “зацепиться” на ТВ) они не делают. Сидят на проекте 30-летние здоровые мужики, которые не работают, не учатся и рассуждают о своей социальной успешности. Именно эта модель жизни вдалбливается в головы 16-летних - основной аудитории канала. В качестве образцов им навязывают скандалящих недоучек, истеричных капризуль, брутальных бездельников, беззастенчивых альфонсов. 

Одна из самых в психологическом плане зловещих фигур в этом шоу - Михаил Терехин. В силу своего статуса на “Доме-2” (бойфренда ведущей Ксении Бородиной) он выступает в роли третейского судьи. Когда дело касается проблем нравственности и морали, Терехин всерьез вещает с экрана о неких принципах и об этике. При этом мы помним, что, будучи одним из руководителей уголовного розыска города Люберцы, он привлекался к судебному преследованию за взятку и осужден к выплате штрафа, хотя по-хорошему должен был получить реальный срок. Рядом с ним в качестве друга и еще одного главного героя “Дома-2” Алексей Самсонов, живущий “по понятиям” и пропагандирующий подобный стиль среди всех участников. Как он это сам называет, “по-пацански”. Разве не так часто происходит в современном обществе? Приближенный к власти “неправильный мент” в союзе с доморощенным “авторитетом” рулят всеми остальными. Эти два “героя” в рамках “Дома-2” - звезды, а для юных зрителей - примеры для подражания. 

Образ “идеальной женщины”, транслируемый с экрана, еще проще - она должна нравиться подобным “героям”. Такое “упакованное мясо”. Главные качества: внешность, постоянная готовность и покорность. 

СЕМЬЯ КАК ПРОДУКТ «ФРИКЦИОННОГО ВОЛШЕБСТВА» 

- А какая “жизненная модель” выстраивается внутри самого шоу? 

- В условиях любого закрытого сообщества жестко и стихийно выстраивается статусная иерархия. Так происходит в тюрьмах, интернатах и... реалити-шоу. В данном случае, по-видимому, сравнение правильнее было бы проводить с колонией для несовершеннолетних, так как сам образ жизни в “Доме-2” инфантилизирует участников. В структурном плане и там и там есть “борзые” - неофициальные лидеры, “приборзевшие” - приближенные к ним, “чушки” - основная масса, промежуточный слой и “опущенные” - отверженные. Но в отличие от колонии, где каста “опущенных” - жертвы чаще всего полового насилия и подняться в статусной иерархии им уже невозможно, в рамках реалити-шоу ситуация более гибкая. И тем не менее всегда должен быть тот, кого на данном этапе все остальные гнобят. Поэтому отверженные в рамках относительно закрытой группы участников “Дома-2” периодически меняются. 

- А как же “любовь”, которую они вот уже восемь лет “строят”? 

- Давайте сразу договоримся о терминах. То, что и ведущие, и участники “Дома-2” вкладывают в понятие “любовь”, имеет отношение только к любви ниже пояса. Нет, она не сводится только к сексу, но и не мыслится без него. Удивительно, но участники шоу не говорят “переспали”, они говорят: “было волшебство”. Если бы они подлинную любовь, отношения человеческие называли волшебством... 

Модель отношений примитивна: из “Дома-2” изгоняются те, кто не вступает в “любовные” отношения. То есть ты не можешь длительное время ни с кем не спать. Это осуждается: “А почему бы тебе не попробовать? Парень же симпатичный - не сложится, так не сложится”. В этом сообществе нормально, когда участница переспала уже с тремя, теперь эти трое спят с ее “товарками”, а она сама спит с “бывшим” какой-то из своих подруг. Парадокс в том, что в подобной “ублюдочной” ситуации некоторым все-таки удалось построить семью через “фрикционное волшебство”. Дальше - оплаченная проектом свадьба и все остаются на проекте уже как якобы семья. Узаконенное “волшебство”, союз наизнанку перед всей страной, не жизнь, а шоу. Как будто жизнь - черновик и все еще можно будет переписать начисто. 

«ЦАРСТВО ХАЛЯВСТВА» 

- Может, там, “за стеклом”, они нашли свое счастье? 

- Хорошо, если не только “внизу” лампочка зажглась, но и в сердце что-то засветилось. Ну иди тогда в реальную жизнь. Так нет. Пара остается на “Доме-2”, у них рождается ребенок и продолжает там жить как рожденный “на зоне”, потому что никто из его родителей не хочет работать в полную силу и действительно содержать и кормить свою семью. Такое царство халявства. И это модель успешной жизни? А почему бы и нет, подразумевают авторы шоу. Здесь же есть пример “родительской семьи” и пример “идеальной матери” - Ирины Александровны Агибаловой, женщины предпенсионного возраста. У нее на проекте две дочери, одна вышла замуж и уже родила, а вторая вышла замуж и ждет ребенка. За проектом у “бабушки Иры” есть муж, живущий в Павловском Посаде, есть 14-летний сын, которых она видит от случая к случаю. Она практически постоянно живет в “Доме-2”, за это время ей сделали кучу пластических операций за счет проекта. 

Участники забывают, что на их жизнь смотрят миллионы, и даже начинают “секретничать” под камерами. У них теряется понятие интимности, а те, кто смотрит проект, уясняют, что нет стыда, нет ничего сокровенного. Молодое поколение обучается такой показухе, а взрослая женщина - мать, жена, бабушка - освящает это беспардонство, пошлость и безвкусицу. 

- Но участники шоу действительно считают, что стали звездами. 

- На самом деле они просто выкинули из своей жизни кто несколько месяцев, а кто и несколько лет. Рано или поздно они вынырнут из реалити-шоу в реальность, где нужно учиться, работать, содержать себя и своих близких. И даже если у них был какой-то потенциал раньше, сейчас он этим проектом “запрессован”. Последние два-три года в “Доме-2” реализуется разрушительная для личности практика: сначала выгоняют участников, а потом принимают их назад. Большинство участников трясутся от ужаса снова стать “массой” по ту сторону экрана, и этот ужас заставляет их делать все что угодно, чтобы снова не вернуться в реальную жизнь. Венцеслав Венгржановский, “родовая” фамилия которого Шурупов, ушел с проекта, пробыл три месяца за “периметром” и сейчас вернулся. Что это значит? Что за “периметром” все рухнуло. 

Или Глеб Клубничка. Представьте себе парня из маленького городка Кавалерово на Дальнем Востоке - он всегда будет возвращаться в “Дом-2” при каждой неудаче. Они не работают - им приносят продукты, деньги, возят на машинах и т.д., и т.п. То есть они находятся полностью в “халявном” состоянии. По факту - наглядное учебное пособие “Как нельзя жить”. 

- А для подростков это становится пособием “Как нужно жить”? 

- Известно, что для подростков авторитетом обладают сверстники и те, кто немного старше. Поэтому жители “Дома-2”, хотим мы этого или нет, являются носителями социализационных ценностей молодежи: красивая одежда известных брендов, популярность... А как у нас живет глубинка, объяснять, думаю, не надо. Молодежь, живущая там, смотрит “Дом-2” и считает, что эти “небожители” успешны уже потому, что попали на реалити-шоу. И что бы они там ни делали - все воспринимается как модель поведения успешных людей. 

В условиях той беззастенчивой коммерциализации всего и вся, которая господствует в России сегодня, телепрограммы должны учитывать спрос, это естественно, но они не должны формировать отвратный, беспардонный, безнравственный спрос. Это особенно опасно в связи с тем, что в качестве зрителей молодые люди, картина мира которых только формируется. И формируется в нравственном плане извращенно. 

- Что-то можно этому противопоставить? 

- Подобные программы требуют серьезной экспертизы, в том числе и психологической. Пока таких фильтров нет. 

В действительности все начинается не по ту сторону экрана, а здесь, в реальной жизни. И если происходящее в реалити-шоу - прямое отражение того, как меняется молодежь, то это попросту социальная катастрофа. 

Екатерина Люльчак "Мир новостей"

Ссылка на материал