Вся психология в одном университете

Наталья СВИРКОВА, «Родители не активны, но готовы такими стать». «Учительская газета».

СМИ о нас

Аспирантка факультета психологии образования МГППУ Н.Свиркова провела интересное исследование о представлениях современных родителей о ребенке дошкольного возраста. 

Сегодня важно понять, каково отношение родителей к ребенку, представление о своем месте в мире и роли в жизни в качестве родителя. Содержание понятия «родитель-ство» претерпело серьезные изменения, это связано не только с изменением структуры семьи, но и с более широкими социальными и экономическими изменениями, научно-техническим прогрессом в стране, а также с изменением философии воспитания и сменой ценностей в мире. 

Исследователи предлагали родителям бланки с незавершенными предложениями, начинающимися со слов «Ребенок должен...», «Ребенок может...», «У ребенка должно быть,..». К каждому началу предложения надо было дописать по пять вариантов его завершения. 

Надо сказать, что ответы по большей части совершенно четким образом разделились на две категории - абстрактно-ценностную и конкретно-предметную. В абстрактную вошли определения, из названия которых не следовало содержания, подразумеваемого конкретным человеком. Например, к таким были отнесены «гармоничное развитие», «творческая реализация», «доверие», уважение к личности ребенка», «любовь», «счастливое детство», «полноценная семья». К конкретным - описание особенностей навыков, возрастных достижений, атрибутов, например, «игрушки», «шалости», «прогулки». 

Частота использования абстрактных понятий (57%) - результат доминирования гуманистических ценностей, пропагандируемых в современном обществе, она свидетельствует о существовании особого рода родительских стереотипов. 

Предметные отношения (43%) в основном концентрировались вокруг психического и социального развития ребенка, описывали его достижения и образовательные потребности. 

Среди слое, написанных родителями, первое место по частоте использования заняло слово «любовь». Почти 10% всех ответов содержали в той или иной форме это слово. Второе место поделили слова «родители» и «игрушки» (по 7,2%). Здесь напрашивается забавный вывод, во-первых, о самом факте и хоть, вероятно, случайной, но тем не менее показательной эквивалентности, а во-вторых, о том, что представление о ребенке в сознании заполнявших бланки неразрывно связано с родителями. Фактически, как оказалось, самого ребенка в представлениях родителей оказалось мало, в основном это были, если обобщить, представления об идеальном детоцентро-ванном родительстве. 

Картина, сложившаяся на основе полученных данных исследования, показывает отношение родителя к ребенку как к некоторому самоценному объекту, ставшему субъектом только абстрактно, на уровне декларируемых ценностей. Не представление о родительстве встроено в представление о ребенке, а представление о ребенке встроено в представление о родительстве. При широкой пропаганде гуманистических ценностей уважения личности ребенка исследователи не встретили конкретных упоминаний о том, как именно они воплощаются практически. Упрощая, можно сказать, что родители не знают, как уважать ребенка, как его ценить и любить, и нередко не знают, что не знают этого. 

Собственное положение родителя можно описать как положение потребителя при избыточном предложении товаров и услуг. Будучи объектом, которому предлагают огромное количество информации, родитель ощущает себя некомпетентным, незнающим, недостаточно осведомленным о предлагаемом. Поэтому вследствие искусственно созданной избыточности родитель чувствует себя в позиции неграмотного ученика, которого надо многому научить. Согласно предположению исследователей причины спроса на многие из услуг, предлагаемых родителям, лежат в их объектном отношении к самим себе как к некомпетентным родителям. 

Родители готовы учиться. Необходимое условие - перевод их из пассивной позиции в активную, развитие их инициативы.

Опубликовано в журнале "Нескучный сад", № 6 (77) от 15.06.12.

Ссылка на материал