Сергей ЕНИКОЛОПОВ, «Девочка, люди и чудовище». «Новая газета».
СМИ о нас
Девочка, люди и чудовище
Приговор, который мог бы позволить выйти на свободу серийному насильнику в самые ближайшие дни, признан незаконным
4 сентября из зала судебного заседания Мособлсуда девочка вышла заплаканной. Хорошо, что адвокаты семьи Оксана Михалкина и Владимир Чумак успели подать знак родителям и даже прокричать: «Нет, не выпустят! Приговор отменили , как незаконный»
Напомню, так называемому «певцу-фрику» Крестову, настоящее имя которого Игорь Кондратьев по двум эпизодам в совокупности — «изнасилование и насильственные действия сексуального характера» — Химкинский городской суд назначил меру пресечения в виде 2 лет и 4 месяцев лишения свободы. Это — ниже нижнего предела… В счет «погашения» срока насильнику было засчитано все то время, что он находился под стражей, и даже те восемь месяцев, что он изображал шизофрению в психиатрической больнице. Отсидеть ему оставалось всего месяц. (Подробности в публикации «Девочка и Чудовище» в «Новой» от № 94 от 22 августа 2012)
И вот - кассационная инстанция отправила дело на новое рассмотрение. Это пусть маленькая, но победа. Родители чуть ли не буквально собой закрывают девочку от телекамер Мособлсуда. Но видно, как она расстроена, в слезах, почему?
- Нет, она не расстроена, у нее теперь, наконец, впервые за эти два страшных года появилась надежда на справедливость, - сказала мне вечером того же дня по телефону мама девочки, Юлия Алешина, - Она просто устала от бестактных вопросов. От каких-то не понятных ухмылок взрослых людей, от их какой-то звериной жестокости.
- Что может происходить с девочкой в такой ситуации, - говорит , заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии МГППУ Сергей Ениколопов, – повторная виктимизация. Она была жертвой насилия, а потом ее стали превращать постепенно в жертву следственных действий и судебно медицинских экспертиз. И если часть их действительно необходима, то в массе своей это все происходит у нас зачастую бессмысленно и беспощадно…
Хорошо, что у нее замечательная семья. Что ей не пришлось оправдываться перед своими родителями, что они сразу сняли с нее чувство вины, - это крайне важно сразу сказать ребенку «ты не изменилась, ты ни в чем не виновата, мы вместе добьемся возмездия». Эта семья героически выдержала все – и угрозы и искушение получить за молчание довольно-таки большую компенсацию, ни на что не отреагировала и требовала сурового и справедливого приговора. Люди, по сути, вели профилактическую работу для всех, потому, что выйди это, как вы его называете, чудовище на свободу, оно бы снова стало угрозой для каждого ребенка.
- Знаете, в нашей стране это настолько травматично, выдержать все пренеприятнейшие процедуры следствия, что мы иногда даже сами советуем женщинам не раскручивать дело, – говорит исполнительный директор Независимой Психиатрической Ассоциации России Любовь Виноградова. – А у нас речь о 16-летнем подростке, это же возраст, когда только-только по-настоящему формируются жизненные ценности, а тут - все рушится, и личные отношения, и вообще все представления о справедливости. Тут очень важна правильная интонация, такт. Она пережила огромную трагедию. В наших судах, даже когда они принимают справедливое решение, я имею ввиду, в данном случае Мособлсуд, вряд ли этого следует ожидать.
- Ну да, дочь сейчас уже все очень болезненно воспринимает. Даже то, что прокурор с судьей посмеивались, - говорит мама девочки, Юлия Алешина, - Два года следствие шло как издевательство в извращенной форме. Следователи менялись. Каждый заново копался в деталях, которые ребенку приходилось заново вспоминать, заново рассказывать. Адвокаты обвиняемого находили лже-свидетелей, которые лили на нее такие ушаты грязи… Кстати, никто из них в Мособлсуд 4 сентября не явился. Прислали справку с просьбой отложить рассмотрение дела. Но дело не отложили. Я думаю, что если бы нас не поддержала общественность, пресса, то дело бы замяли. Денег у Кондратьева-Крестова много.
- Мразь должна сидеть, – пусть запихнет свои деньги…. – говорил на пресс- конференции, состоявшейся в РИА Новости 29 августа член Общественной палаты РФ Вениамин РОДНЯНСКИЙ.
- Мы объединились на эмоциональной волне по отношению к этому жутчайшему преступлению, - объяснил здесь же председатель Совета директоров ГК "МИЦ" Андрей РЯБИНСКИЙ, - и не дадим спустить на тормозах это дело. Он также объяснил, что присутствует на конференции не как бизнесмен, а как гражданин, потому, что можно «в нашем разобщенном пространстве спорить, когда речь касается политики, но когда речь идет о насильнике и суде, который явно из-за коррупционной составляющей, выпускает преступника на свободу, мы должны сплотиться все».
Андрей Рябинский предоставил девочке личную охрану, так как ей все время угрожали.
- Судебная система настолько прогнила, настолько не соответствует пониманию справедливости , что мы вынуждены самоорганизовываться - объяснил он.
- Даже прогнившую систему можно вынудить работать на правосудие, когда есть люди, которые просто встают рядом и идут с вами до конца. Двоих вы уже назвали, еще нам с самого начала очень серьезно помогал представитель общественного правозащитного движения "Сопротивление" юрист Александр КОШКИН, и многие другие - говорит мама девочки Юлия Алешина, - Мы с самого начала хотели не мести, а именно – правосудия…
Адвокаты семьи Алешиных по итогам расследования и рассмотрения дела требуют провести проверку в Химкинском городском суде, прокуратуре, следственном отделе и УФСИН. Оснований для этого много. Прежде всего совершенно незаконная переквалификация дела, которая произошла по словам защитников, по указанию заместителя прокурора Московской области Виктора Наседкина. Кондратьев обвинялся по 3 ч. Ст.132 УК РФ, которая предусматривает до 15 лет лишения свободы, так как в ней идет речь о несовершеннолетних жертвах. В Химкинский городской суд дело поступило уже по более мягкой статье – взрослой, хотя девочке было 16…
Общественная палата РФ обратилась в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет РФ и Верховный суд России с требованием публично обосновать решение Химкинского городского суда по делу Кондратьева, так как этот процесс был закрытым.
Автор: Галина Мурсалиева