Вся психология в одном университете

Светлана АЛЕХИНА, «Школа без барьеров». Радиостанция «Голос России»

СМИ о нас

Школа без барьеров

Дети-инвалиды в России сегодня все чаще учатся в обычных школах, бок о бок со здоровыми ровесниками. К 2015 году принять детей с особенностями развития будут готовы 10 тысяч школ, обещает Министерство образования

Но для создания настоящей "безбарьерной среды" нужно решить много технических проблем: оборудовать школы лифтами, обеспечить специальными учебными материалами, подготовить педагогов и улучшить психологический климат.

Инклюзивное образование, объединяющее детей-инвалидов с обычными детьми, в России еще довольно молодо. В 2008-2010 годах пионерами такого совместного обучения стали школы Москвы, Петербурга, Архангельска и Петрозаводска на севере России, Самары в Поволжье, Томска в Сибири.

"Раньше дети с особенностями здоровья учились только в специализированных школах, - говорит член Общественной палаты Любовь Духанина. – Сейчас у людей есть желание строить всю систему взаимоотношений с уважением друг к другу, принимать любого другого человека таким, какой он есть". Пока комфортные условия для инклюзивного обучения есть в 300 школах. Этого явно мало для 2 миллионов российских детей с ограниченными возможностями, больных церебральным параличом, аутизмом, слабовидящих, страдающих синдромом Дауна и другими болезнями. К концу года "безбарьерных" школ будет уже 750. Но чтобы по-настоящему социализировать таких детей, нужно провести большую работу, считает Любовь Духанина.

"Успехом развития инклюзивного образования будет хорошая психологическая атмосфера в школе, отсутствие агрессии и, конечно, успешная динамика развития каждого ребенка".

Однако создать комфортную и "безбарьерную" психологическую среду в школах с совместным обучением детей-инвалидов и обычных детей не так-то просто. Это потребует преодоления социальных стереотипов, считает эксперт ЮНИСЕФ по инклюзивному образованию Светлана Алехина. 

"Мы в плену своего воспитания. Изменить свое мировоззрение – это большая и сложная задача для многих людей. Но нельзя не сказать и о движении в лучшую сторону, потому что работают общественные организации и родительские ассоциации. СМИ с социальной рекламой подключаются очень серьезно". Слушать 

Но это только моральная сторона дела, а есть еще техническая. И тут тоже предстоит большая работа. Школы с инклюзивным образованием нуждаются в многовариантных учебных пособиях. В них не хватает специалистов, которые умеют работать с детьми-инвалидами. Нужны дополнительные кадры – логопеды, дефектологи, медики, говорят эксперты. "В Москве в разных вузах сейчас идет подготовка и переподготовка таких педагогов, – рассказывает глава Ресурсного центра развития инклюзивного образования Елена Самсонова. – Должно быть организовано и психологическое сопровождение".

Часть детей-инвалидов обучаются на дому, но проблем социализации это не решает. Однако чтобы учиться вместе со здоровыми сверстниками, ребенок с особенностями развития порой вынужден преодолевать сложнейшие технические барьеры. В России немало старых школ без пандусов и лифтов, и ученику с нарушениями опорно-двигательного аппарата, например, чисто физически очень непросто приехать на урок. Эти проблемы сейчас решаются. Год назад заработала государственная программа "Доступная среда", которая включает  архитектурную адаптацию строящихся школ. В этом году в Москве, например, специальные лифты появятся в 110 школах.

Школа "без барьеров" многому научит не только детей-инвалидов, но и обычных детей, говорят многие специалисты. Совместное обучение здоровых и больных – неплохой урок терпимости. Обычные дети в такой обстановке становятся более внимательными и  заботливыми. И учатся у друзей-инвалидов мужеству и жизнестойкости.  

Ссылка на материал