Вся психология в одном университете

Наталья ШУМАКОВА, «Разглядеть гения». «Российская газета».

СМИ о нас

Разглядеть гения

В министерстве образования и науки разработана концепция государственной поддержки одаренных детей.

Как надо работать со способными учениками? Кто и где их должен учить? Какие школьные предметы даются одаренным труднее всего? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ведущим научным сотрудником Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессором МГППУ Натальей Шумаковой.

Наталья Борисовна, много ли вообще одаренных детей?

Наталья Шумакова: Называют разные цифры. Но если мнения обобщить, то около 20-25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении. Одаренность может проявляться в разном возрасте. Ее главный признак у детей - повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком.

Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой. Я много лет веду исследования на базе московской гимназии N 1569 "Созвездие". Встречались очень способные школьники в естественных науках, у которых с русским языком был полный провал.

К сожалению, учителям сложно осознать, что ученик, который плохо учится, может быть одаренным. В России идет огромная утечка талантов до подросткового возраста. Недавно в Москве вышла книга доктора психологических наук Елены Щеблановой "Неуспешные одаренные школьники". Думаю, педагоги, прочитав книгу, посмотрят на своих учеников другими глазами.

Есть ли способы разглядеть эти 25 процентов детей и как надо учить? С середнячками или отдельно?

Наталья Шумакова: Мы отработали хорошую модель оценки детской одаренности. Первый этап - умение ребенка решать логические задачи. Например, такие: "Юля выше, чем Аня, а Оля выше, чем Юля. Кто самый высокий?" Предлагаем около 20 таких заданий. Следующий - игровое занятие: специальные увлекательные задания помогают обнаружить особенности мышления и развития ребенка. Например, детям показывают коробочку и говорят: угадайте, что тут спрятано. Все спрашивают: "Это зеленое? Это красное? Это белое?" И вдруг раздается: "А с этим можно играть?" Психологи отмечают такого ребенка. Третий этап - приглашение к разговору.

Таким образом, в класс попадают дети с высокой познавательной мотивацией и интеллектом выше среднего. Учить их по стандартным программам в обычном классе не очень продуктивно. Наша образовательная система идеально отлажена для "среднего" ученика. Я считаю, что в каждой школе должны быть те или иные формы работы с одаренными детьми. Это могут быть классы для одаренных детей или группы, собираемые из разных классов для дополнительного или альтернативного обучения. В первой половине дня можно давать этим детям основную программу, а во второй - дополнительные развивающие занятия.

От будущего математика можно ожидать двойки за контрольную, но при этом он блестяще справится с решением самой трудной задачи

А для чего вы в таких классах переставляете мебель?

Наталья Шумакова: Развитие способностей идет не только при решении умных задач, но и в диалогах, обсуждении. А какое обсуждение возможно, если дети смотрят друг другу в затылок? Мы ставим столы кругом, чтобы каждый видел и слышал других. Это ведь еще и формирование навыка работы в коллективе.

Некоторые дети в 5-6 лет феноменально быстро считают чуть ли не пятизначные цифры. Это проявление математического таланта?

Наталья Шумакова: Это может не иметь ничего общего с одаренностью, просто такая феноменальная способность к счету - и все. Но даже если ребенок хорошо решает логические задачки, это еще не значит, что он непременно одарен в математике. Опыт показывает: часто раннее проявление слабенького таланта заслоняет проявления более сильного в более позднем возрасте.

А родителям я хочу подсказать: результаты одаренного ребенка очень зависят от того, что он делает, в какой мере эта деятельность связана с его интересами и незаурядными способностями. Например, прирожденный художник может плохо скопировать чужую работу, но выполнит блестяще свою. От будущего математика можно ожидать двойки за контрольную, но при этом он блестяще справится с решением самой трудной задачи.

Что самое важное в концепции поддержки одаренных, которую одобрило минобрнауки?

Наталья Шумакова: Она определяет приоритеты в работе с одаренными детьми и дает возможность получать государственное финансирование. К сожалению, концепция пока не дает полного ответа на вопрос: среди кого и как искать одаренных детей? А самое главное, как им помочь, как их не потерять? Ученые говорят о двух подходах: когда самые способные дети определяются после участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и когда делается акцент на создании максимально богатой интеллектуальной, художественной, творческой среды. Великий английский ученый Фрэнсис Гальтон еще в XIX веке изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей превышал средний процент среди остального населения. Современные исследования подтверждают: значение генетики очень велико. Но для "запуска" нужны определенные условия. Их надо создавать.

Как будут поддерживать одаренных?

Концепция предлагает: дополнить вузовские курсы "Педагогика" и "Психология" разделами об одаренных детях и организовать подготовку и переобучение для учителей, которые пойдут работать в спецшколы и лицеи. Студентов заставят изучать международный опыт работы с талантливыми детьми. Появятся новые образовательные программы в институтах повышения квалификации учителей. Если сейчас учитель, подготовивший призера, победителя Всероссийской или международной олимпиады, не имеет ни премий, ни прибавок к окладу, то в ближайшем будущем такие педагоги смогут рассчитывать на солидное материальное вознаграждение. Будет объявлен всероссийский конкурс на подготовку методических пособий по выявлению одаренности.

В бюджетах появятся субсидии, гранты, стипендии для тех, кто работает с одаренными школьниками и студентами. А талантливым школьникам за их успехи выделят именные гранты.

Искать и поддерживать таланты поручат особому Координационному совету при правительстве России. Средства для этого поступят в специальный фонд, который обяжут регулярно публично отчитываться обо всех тратах. Этот же фонд станет финансировать Всероссийскую олимпиаду школьников и другие.

Число олимпиад и других интеллектуальных состязаний вырастет, расширится их тематика.

Работы победителей предлагается публиковать в Интернете, чтобы гарантировать честность отбора. В ближайшее время могут появиться олимпиады по философии, социологии, политологии, а вузы и научно-исследовательские институты, которые захотят проводить творческие конкурсы для школьников, получат поддержку.

Помощь, в том числе финансовая, обещана некоммерческим и общественным организациям, которые работают с одаренными детьми.

Самым талантливым студентам дадут гранты и именные стипендии. Уже в этом году студенты и аспиранты, которые учатся на специальностях, востребованных экономикой, получат 3000 именных стипендий президента РФ в размере не менее 7 тысяч рублей, а также 5000 стипендий правительства в размере не менее 5 тысяч рублей. Существенно вырастут и обычные стипендии, в том числе для аспирантов. В новой версии проекта закона "Об образовании" говорится, что размер студенческой стипендии будет не меньше половины МРОТ, а аспирантской - не меньше МРОТ. Вырастет и социальная стипендия.. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее 6 тысяч рублей, а аспирант - не менее 12 тысяч.

акцент

Эти необычные умники 

Ирина Борисова

Ректор МГУ Виктор Садовничий вручил пятерым лучшим студентам премию своих научных симпатий. Среди награжденных был и студент мехмата Виктор Омельяненко, который сразил всех наповал: он потребовал усилить учебную программу на факультете! 

Учась в лицее Белгорода, Виктор побеждал на всех олимпиадах по математике ("РГ" за 30.10.2009 г.). Уже в пятом классе заявил учительнице математики, что хочет изучать тригонометрию. В результате парня перевели в экстернат, чтобы он мог больше времени тратить на любимый предмет.

Девятиклассник Максим Дидин из Переславля-Залесского завоевал в этом году "золото" в ЮАР на Международной естественно-научной олимпиаде. В гимназии он выделялся с первых дней. Например, мог просидеть весь урок под столом, а потом за пять минут до звонка выдать все решения. В общем, когда отец, физик по образованию, решил учить ребенка сам, учителя начальной школы особо и не возражали. Но посещать гимназию все-таки было надо - хотя бы для того, чтобы научиться работать в коллективе. Однако мальчик стал задавать учителям вопросы, от которых те просто терялись. Например: "Зачем учить столько правил русского, если в физике достаточно знать три закона и все при этом понятно?" Или: "Почему Ленский приревновал Ольгу, ведь он не был ее мужем?"...

Таких детей, как Витя или Максим, большинство преподавателей очень боятся. Потому что не знают, как с ними работать. Да и не хотят. Так получилось, что одаренными детьми в России никто никогда серьезно не занимался. Все действия государства по поддержке необычных детей сводились к проведению Всероссийской олимпиады и других интеллектуальных конкурсов.

"Почему Ленский приревновал Ольгу, ведь он не был ее мужем?" - спросил Максим

Достаточно успешно учителя и вузовские педагоги научились работать только со старшими школьниками в четырех СУНЦах при университетах, да еще в нескольких школах, куда приглашают детей, уже в чем-то проявивших себя. Все остальные достижения российских гениев, можно считать, вопреки системе обучения. Кому-то здорово повезло с учителем, как Вите Омельяненко, кого-то учили дома родители, как Максима Дидина.

После окончания школы проблем у одаренных детей меньше не становится. Особенно, если они рано поступают в вузы. В МГУ был случай, когда 13-летний студент физического факультета заселился в общежитие вместе с мамой. Ничего хорошего из учебы не вышло. Были в МГУ и 11-летние студенты. Если в прежние годы МГУ охотно брал вундеркиндов на учебу, то сейчас ректор Виктор Садовничий относится к таким экспериментам осторожно: "Потому что видел результат!"

цифра

25 процентов детей, как правило, бывают одаренными. Надо только это разглядеть и поддержать талант

мнения

Двоечников среди одаренных я не видела

Валентина Лычева, преподаватель математики, лицей 38, Белгород:

- В начальной школе важно развивать гибкость мышления, умение предложить несколько вариантов решения задачи, нестандартный ход. К сожалению, в начальной школе почти не ведется кружковая работа. А она очень важна для развития логики. У меня сейчас в 5-м классе есть 3-4 человека, с которыми можно решать задачи далеко за пределами школьной программы. В 7-м классе уже можно будет давать им углубленную программу по математике. Раньше не стоит.

В этом году из моего класса в СУНЦ при МГУ уехали шесть старшеклассников. Только один из этих учеников был отличником. Остальные учились на четверки, но двоечников среди одаренных я не видела. Уверена, что лучшего результата в работе с одаренными можно добиться только при индивидуальном обучении.

В пять лет сын решал уравнения

Александр Дидин, папа чемпиона Международной естественно-научной олимпиады юниоров:

- Самая большая беда для ребенка - пассивное развлечение. Ему надо подбросить что-то занимательное. Мой сын, например, в год с удовольствием играл с головоломками, например, с никитинскими квадратами. В пять лет он решал устно систему уравнений с тремя неизвестными. В семь пошел в школу, и - развитие затормозилось. Если тебя хвалят за простенькие примеры, кто ж будет решать сложные задачи, над которыми надо думать неделю? Решили, что он будет учиться в экстернате. Умные родители и педагоги не накачивают детей знаниями, а учат соображать, как их добывать.

Обычным учителям некогда работать с талантами

Елена Малявина, педагог Дворца творчества на Воробьевых горах, учитель математики в школе 179 МИОО:

- Я несколько лет веду кружок математики для младших школьников, где мы в основом занимаемся логическими задачами. Однажды привели ребенка, которы еще в школу не ходил. Но он прекрасно справлялся с заданиями, а в следующем году поступил в знаменитую 57-ю школу и за год успешно окончил два класса. Одаренные дети, как правило, хорошо учатся. Но бывает и иначе. У одного из моих учеников в школе по математике была... двойка! Я даже не поверила сначала, но оказалось, не нашел общего языка с учителем. Мама потом перевела его в другую школу. Одаренные дети требуют особого подхода. Они могут быть малоконтактными. Учителю в обычной школе некогда работать с такими детьми, а в кружке, где 10-12 человек, такая возможность есть. Недавно с учениками из началки стал работать СУНЦ при МГУ, группы там тоже заполнены и мест для всех не хватает.

факты

- Знаменитые россиянки сестры-погодки Диана и Анжела Князевы окончили школу, когда им было 10 и 11 лет, а диплом Финансовой академии при правительстве получили соответственно в 13 и 14 лет. Потом сестры получили диплом Российского нового университета и диплом доктора Стэнфордского университета в США. Сейчас им 25 и 26 лет, они работают в Рочестерском университете в США, который носит статус исследовательского. Там девушки специализируются на финансовом корпоративном праве, читают лекции и занимаются наукой - недавно выпустили труд по финансам. Лидером в этой паре по-прежнему является старшая сестра Диана.

Бывшие сокурсники по Финансовой академии вспоминают, что у сестер была феноменальная память, они знали назубок все лекции и страницы учебников..

- Россиянин Дмитрий Воевудский пока последний, кто в нашей стране стал студентом в 14 лет. В 2011 году он с красным дипломом окончил Воронежский госуниверситет (факультет романо-германской филологии) и сейчас пишет кандидатскую диссертацию.

Ирина Ивойлова, Виктор Васенин

Ссылка на материал