Вся психология в одном университете

Челябинский иллюстрированный интернет-журнал «LentaChel.ru». «Как остановить насилие в российской школе». Материал о прошедшей в МГППУ международной конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений»

СМИ о нас

Как остановить насилие в российской школе? 

До сих пор у нас в обществе вопросы насилия в школе обсуждаются, как правило, односторонне. В центре внимания - случаи насилия учителей против учащихся, столкновения между учащимися и т.п. Проблема насилия над учителями со стороны учащихся и их родителей практически, никогда серьезно не рассматривалась.

Вот почему на областной конференции, проходившей в ЧГПУ, посвященной вопросам безопасности объектов и субъектов образовательной среды , прозвучал доклад начальника отдела Областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки Владимира Конникова, посвященный проблеме насилия в современной российской школе. На конференции был показан короткометражный фильм, составленный из фрагментов видеороликов, записанных на мобильные телефоны. Сюжет у всех один – издевательства учеников и в некоторых случаях родителей над учителями. Вплоть до избиения пожилого учителя прямо на уроке или эпизода, где ученик достаёт из кармана пистолет. 

Профессия учителя должна быть безопасной!

За последнее время Интернет заполнился «сюжетами», в которых ученики издеваются над своими педагогами. Причем, к психологическим воздействиям прибавляется и физическая расправа. Родители не уступают своим чадам и выясняют отношения с учителями с помощью оскорблений и кулаков…

Мы уже не можем стыдливо опускать глаза и делать вид, что у нас еще не катастрофа, что такие эпизоды - исключение из правил. Зародился страшнейший вирус насилия, который может привести к эпидемии и тогда противостоять ему будет просто невозможно, если не обсуждать его проявления , не предлагать решения, не делать никаких шагов уже сейчас.

Исследования, проведенные профсоюзами в Европе в 2010 году, показали, что преподаватели рискуют столкнуться с физическим насилием на работе в шесть раз чаще, чем работники, занятые в производственной сфере. 6,6% работающих в образовательной отрасли сообщают, что сталкивались со случаями подобного воздействия на работе. Опрос, проведенный Национальным объединением учителей Швеции, показал: 12% педагогов подвергаются физическому насилию и оскорблениям со стороны учеников. Но в Европе не скрывают факты насилия. Проблема серьезно обсуждается, ведется статистика, принимаются серьезные решения на уровне государственной власти. В Испании, например, нападение учеников средних школ или их родителей на учителей расценивается как «покушение на государственного служащего» и карается тюрьмой на срок до четырех лет. Во Франции в 2003 году был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы. В Финляндии интернет-«шалости» , которые подрывают учительский авторитет, часто расследует полиция. Недавно одному финскому школьнику пришлось по решению суда заплатить учителю несколько тысяч евро за высмеивающий педагога ролик, выложенный в Интернет под названием «Караоке в психушке».

Сегодняшнее российское общество социологи называют обществом риска, обществом развитой ксенофобии. Если в обществе растет агрессия, насилие, историческим козлом отпущения становится школа. Виновен директор, учитель. Реже звучит, что виновен родитель и тем более ученик. 

Пресса ответственна за разжигание насилия

Большую роль в этом играют СМИ. Журналисты зачастую забывают о своем общественном предназначении и социальной ответственности. А ведь именно они диктуют молодежи стандарты жизни и поведения. Ни один из социальных институтов не может сравниться с телевидением по программированию сознания людей, особенно молодых. 

Чтобы привлечь внимание публики, газеты и интернет-издания печатают материалы под пугающими заголовками. Социологические исследования подтверждают: мы привыкли к плохим новостям. Восприятие людей притупляется, нужен все более сильный раздражитель. Таким раздражителем являются тексты и сюжеты о насилии. 

В результате программной политики ТВ в России у подростков формируется позитивное отношение к насилию и агрессии. В 2010-2011 учебном году 188 случаев насилия в образовательной среде были предметом внимания СМИ. 80 процентов этих публикаций носили сенсационный, пугающий характер. 

Что делать? Для начала – защитить учителя 

Главный ключ к решению проблемы - повышение чувствительности к проявлениям насилия. И не нужно думать, что с фактами насилия можно справиться краткосрочными мерами - лекции, вызов к директору школы, родительское собрание. Вербальному воздействию, смысловым установкам не поддаются глубинные структуры личности. Атмосфера в школе была толерантной. Несмотря на то, что толерантность в России - социальная утопия. Это программа будущих действий на политическом уровне. 

Два-три десятка лет назад статус учителя был другим. Сейчас речь идет об образовательных услугах, когда учитель находится в позиции продавца, обслуживающего персонала. Что же случилось с российским обществом, которое славилось своим уважительным отношением к учителю? Факт то, что учитель социально незащищен. В частности, в вопросах нормативно-правового регулирования отношений субъектов образовательного процесса.

Во многих документах прописаны обязанности работников образования , а вот их права как бы отодвигаются на второй план . Например, в проекте нового закона об образовании большая часть педагогов совершенно не защищена. Права родителей и учащихся четко прописаны в проекте, их гарантиям посвящено 35 пунктов. А пунктов, закрепляющих социальные гарантии учителей, всего восемь. И учителю, для защиты своих прав , чести и достоинства , кроме Профсоюза обратиться не к кому. 

Профсоюз работников образования стал инициатором проведения в начале ноября Международной конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений» . Организаторами выступили Общероссийский профсоюз образования, Интернационал образования и Московский городской психолого-педагогический университет при участии «Учительской газеты» и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Участники Конференции рассмотрели причины возникновения и распространения насилия в образовательной среде. В первую очередь по отношению к учителям. 

Выступавшие на конференции отмечали, что борьба против насилия в школе окажет положительное действие на общество в целом. Если не бороться с насилием в школах, оно становится естественным в поведении детей и подростков. Произойдет эскалация насилия в обществе. 

Участниками были предложены пути решения проблемы, оформленные в виде предложений. Вот некоторые из них: 

- В законе об образовании внятно прописать ответственность родителей за обучение и воспитание, обеспечить равные права и обязанности всех участников образовательного процесса - детей, родителей, учителей; расширить перечень прав учителей; ввести положение, прописывающее гарантии безопасности всех участников образовательного процесса. 

- Четко определить правовой статус всех участников образовательного процесса - их права, обязанности и ответственность. 

- Принять кодекс профессиональной этики педагогического работника,

- Министерству образования и науки России разработать программу по предупреждению насилия в образовательной среде, разработать и внедрить программу повышения квалификации по психологической и юридической грамотности педагогов в предупреждении насилия и преодоления конфликтных ситуаций. Её должны проходить все учителя.

- Профсоюзу рассмотреть возможность создания на его базе службы защиты профессиональных прав, чести и достоинства учителя.

- Организовать федеральный конкурс СМИ под условным названием «Нет насилию», открыть краткосрочные курсы повышения квалификации журналистов, пишущих на тему образования, на базе факультета журналистики МГУ совместно с «Учительской газетой» и профсоюзом образования; а также проводить постоянный мониторинг публикаций в СМИ об агрессии и насилии в образовательной среде. 

В рамках своей деятельности по данной проблеме профсоюз образования Челябинской области начал разработку методических рекомендаций, для педагогических работников, которые будут содержать психологические и правовые основы разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде.

На уровне обкома продолжает работу правовая служба, куда педагоги –члены профсоюза могут обратиться за бесплатной юридической помощью, а так же защитой чести и достоинства.

Коллеги! Конференция это лишь первый шаг в решении этой болезненной проблемы. В России существует множество специалистов, организаций , каждые из которых в отдельности ищут свои пути решения проблем связанных с насилием. Пришло время объединять усилия . И профсоюз работников образования совместно со своими партнерами ведет планомерную работу в данном направлении на всех уровнях власти.

Мы приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц по поиску путей решения этой проблемы.

Ссылка на материал