Вся психология в одном университете

Илона ГРОШЕВА, сотрудник Центра «Практический психолог» МГППУ. «Проблема подросткового чтения». «Радио России», программа «Особое мнение».

СМИ о нас

Российские школьники читают меньше, чем в Албании, Перу, Китае и Казахстане. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведённого Организацией экономического сотрудничества и развития. И, как считают специалисты, положение в некогда самой читающей стране будет только ухудшаться. О проблемах подросткового чтения поговорим с начальником отдела Центра "Практический психолог" Московского городского психолого-педагогического университета Илоной Евгеньевной Грошевой. 

Когда-то Россия действительно считалась самой читающей страной, правда, данных о том, сколько людей читали в то время в других странах Америки или Европы, нет. Но как-то наше общество сроднилось с этой мыслью. И сейчас для многих очень неожиданными представляются такие результаты исследования. 

Организация экономического сотрудничества и развития изучила уровень интереса к чтению среди 15-летних подростков в 65 странах. Специалисты учитывали чтение подростками художественной и нехудожественной литературы вне школы, а также газет и журналов. И оказалось, что подростки в Албании, Китае, Казахстане и Таиланде читают значительно больше различной литературы, чем их российские сверстники. В этих странах более 90 процентов регулярно читающих подростков. Близкие результаты к России выявились у Индонезии (88%) и Перу (86%). В России – 72 процента читающих подростков. По количеству читающих подростков РФ уступает Франции, Австралии и Италии, но обгоняет Японию и США. Для некогда самой читающей страны подобные цифры должны означать провал и поражение. 

Существует ли реально проблема того, что современные российские подростки отказываются от чтения? Или она надуманна? 

Как считает Илона Грошева, проблема действительно существует. Российские дети стали читать меньше, потому что в качестве альтернативы появилось очень много других источников – Интернет, телевидение, всевозможные ай-пэды, ай-фоны и пр. Чтение, как известно, – это источник познания. А сегодня познание у детей происходит через многие другие источники. Дети сегодня читают меньше, потому что они получают образы в готовом виде. А это проще. Проще получить готовый образ, нежели что-то себе воображать, достраивать в уме. И российские дети идут этим упрощённым путем. 

Гостья студии, тем не менее, не видит большой трагедии в том, что российские дети стали меньше читать. Как всегда, нужно отнестись к реалиям спокойно, с уважением. Если ребёнок не читает, значит, на каких-то более ранних стадиях у него не была сформирована потребность познавать, не было сформировано священное отношение к книге и к чтению как к процессу. 

Конечно, можно называть различные причины этого, но перед тем, как искать ответ, почему так происходит, взрослым необходимо до этого было потрудиться над этой проблемой.

Но, как поведал один книгоиздатель, спрос на детскую литературу не упал даже в период кризиса. Люди стали отказываться от приобретения какой-то специальной и развлекательной литературы для себя, но уровень продаж литературы для детей не упал. Родители хотят, чтобы их дети читали, они покупают им книги, стараются формировать дома библиотеки. Однако суррогат в виде Интернета, телевидения и компьютерных игр всегда почему-то оказывается сильнее. Есть дети, которые получают основы образования по тем текстам, которые они читают в исторических компьютерных играх.

По словам И. Грошевой, сегодня издательства в России действительно выдают очень много продукции. Ни для кого не секрет, что в России функции контроля сегодня слабые, соответственно, и в издательском деле тоже. Например, в книжках для двухлетних детей запросто можно встретить слово "чопорный". На практике никем не отслеживается сложность материала. Грубая рифма, сложный ритм даются, нет динамики развития. То же самое происходит и с литературой для детей подросткового возраста.

Взрослые часто укоряют молодёжь в том, что она не читает, не интересуется книгами, но что сегодня те же взрослые предлагают подросткам в виде книг, что отвечало бы потребностям молодого поколения и что было бы ему действительно интересно. Взрослые стоят на позиции того, что им интересно, и пытаются это навязать подросткам. Взрослый считает, что если что-то было в детстве интересно ему, то это будет интересно и его детям, например, книги Жюля Верна или Артура Конан-Дойля. Но интересы не сходятся.

С этим гостья в студии согласилась. Эксперт считает, что интересы не сходятся потому, что нынешнее молодое поколение совсем другое, у него совсем другие герои. Большинство взрослых жило в идеологически выверенной стране, всё было настроено, и они в своей молодости нормально и спокойно жили. Сейчас их дети живут совсем по-другому. На смену пришли совсем другие стандарты жизни. Да и сами взрослые стали совсем по-другому к книгам относиться. 

Но все равно, если взрослый сможет найти в своём занятом графике жизни свободное время, чтобы почитать вместе с ребёнком или организовать хотя бы в течение 10 минут вечернее чтение семьи, он может вскоре обнаружить, что его ребёнок проникся чтением, а у взрослых появились новые точки для диалога со своими детьми. 

В противном случае, интерес взрослых ориентируется на книгу Жюля Верна, а интерес ребёнка – на трансформерах или иных играх и игрушках, в которых везде будут присутствовать элементы агрессии. Современные детские герои всё время куда-то бегут, соревнуются, стремятся кого-то победить. Да и детские современные книги какие-то такие же – про агрессию и поединки.

В советские времена в обществе была сформирована некая общая атмосфера, когда дети, помимо школьной программы, читали книги. И какие-то вещи не знать было просто стыдно. Это не образование, что-то другое… 

Илона Грошева считает, что таким было в те времена воспитание, таким был общий дух общества найти и купить книгу. Сегодня часто люди обсуждают фильмы, а раньше в обществе обсуждались книги. То есть, была совершенно другая идеология. Что сегодня люди читают? Книги писательницы, которая умудряется выпускать 154 детектива в год, своего рода книжный поток. Издательское дело в наши дни превратилось в некий бизнес. 

А какова роль телевидения в этом? СМИ в целом могут cформировать вкус молодого поколения? Как рассказала И. Грошева, во время одной из встреч с подростками 7-9 классов в обычной средней школе возник вопрос о влиянии рекламы в СМИ на формирование их вкуса, их отношения к жизни. И девочки, поскольку они были более разговорчивыми, абсолютно честно признались, что взрослым очень трудно представить, как сильно подростки зависят от того, что им показывают по телевидению. Они и одеваться хотят так же, и говорить. Для молодого поколения картинка в телевизоре как воздух, они хотят полностью соответствовать тем образам, которые преподносятся им телевидением. Девчонки стремятся так же выглядеть, так же краситься, как героини в телевизоре. 

После этого приходишь к выводу, что, раз дети так хорошо впитывают всё, что им преподносится с экрана телевизора, телевидение должно давать не только картинку внешней красоты, но и говорить о внутренней красоте человека. То есть, подростку надо рекламировать по телевидению книгу так, как и красивое платье, чтобы ему захотелось её прочитать. 

Кроме того, подчеркнула И. Грошева, в современной литературе для молодежи нет зачастую реальной жизни, а есть фэнтези, причем нередко агрессивное. Почему дети так стремятся в Интернет? Потому что там присутствует виртуальное общение, которое подростка ни к чему не обязывает. Книги нового поколения в стиле "фэнтези" не раскрывают глубинных основ и содержательных сторон жизни и не дают ничего ребёнку. Ответов на вопросы жизни там для подростка нет. 

Что можно посоветовать родителям? Как им можно увлечь ребёнка чтением? Как считает И. Грошева, родителям, во-первых, нужно относиться ко всему доброжелательно, понимать, что ребенок – это не способ и не средство достижения какой-то цели, это их ребёнок, которого они любят вне зависимости от того, читает он книги или нет, отличник он или нет. Ребёнок сам по себе, и родители любят его за то, что он их ребенок. 

Во-вторых, если родители хотят привить ребёнку интерес к чтению, они должны читать вместе с ребёнком, хитроумно подталкивая его к самостоятельному чтению. 

Полностью беседу с гостьей в студии слушайте в аудиозаписи программы.

Ссылка на материал