Вся психология в одном университете

Виктория ЮРКЕВИЧ, «Нужны ли мобильные телефоны школьникам?». Общественно-политический проект «Мнения.ру».

СМИ о нас

Нужны ли мобильные телефоны школьникам?

Мобильные технологии используются представителями почти всех социальных слоев и возрастов. И если десть лет назад мобильный телефон у ребенка был явлением редким, поскольку аппараты были дороги, а связь — еще дороже, то сейчас у любого школьника, по крайней мере в крупных городах, в кармане можно обнаружить телефон или коммуникатор.

С одной стороны, это хорошо: ребенок с детства привыкает к современным реалиям, учится обращаться с техникой, что помогает школьнику развиваться, подталкивая его к общению со сверстниками и так далее. Но, как обычно, есть и ряд негативных эффектов от “детских телефонов”. Важнейший — это вопрос дисциплины в школах.  Ведь любой нормальный ребенок воспринимает телефон как интересную, яркую и красивую игрушку.

Кто из нас в школе на уроках вместо того, чтобы внимательно слушать учителя, не создавал на полях очередное произведение искусства или не переписывался с товарищами на вырванном из тетради листке? А теперь представьте, что вместо ручки и бумаги у вас высокотехнологичное устройство с играми, SMS или даже выходом в интернет. Сами понимаете, что у некоторых учеников процесс обучения может серьезно пострадать.

Безусловно, можно сказать, что поддержание дисциплины в классе —  дело учителя. Но появление телефонов, возможно, усложняет эту задачу слишком сильно и может вызвать ненужные конфликты. А зарплаты и условия работы многих российских учителей  и без того оставляют желать лучшего.

В разных школах отношение к этой проблеме разное. В некоторых наличие телефонов игнорируют, где-то с этим борются. Местами доходит до того, что директор ходит по классам с коробкой, призывая детей сдавать мобильники.

Как поступать с проблемой "детских телефонов"? Возможно, стоит ввести возрастное ограничение на использование мобильников? Или не ограничивать детей в применении мобильных технологий и пытаться приспособить под ситуацию образовательную систему?

Савва Козловский, Редактор раздела Технологии

 

Мнение высказывает Виктория Юркевич, заведующая лабораторией психологии одаренных детей МГППУ

Ограничивать детей в телефонах надо только потому, что нужна хотя бы какая-то саморегуляция  в отношении общения. Поэтому на уроках, конечно, только в особых случаях пользоваться. Мобильные телефоны надо ограничивать в той же мере, в какой и свободное общение в процессе обучения.

Что же касается использования мобильных телефонов для развития ребенка, здесь некоторые возможности пока не реализованы, но существуют в перспективе. Прежде всего, это новая система игр, разработанная с участием психологов. В хороших, навороченных телефонах должен быть раздел "Игры для детей". Я имею в виду возраст до десяти лет, потому что после десяти лет руководить этим очень сложно.

Кроме того, конечно, возможность чтения с помощью телефона. Это можно делать через телефоны, либо создавать реальные возможности детям иметь планшеты.

Повторюсь, с одной стороны, некая ограничивающая политика необходима, но с другой — пользоваться любыми средствами, чтобы развивать детей, нужно.

Для этого нужно много чего придумать, проконсультироваться с психологами, но найти способ, чтобы не только компьютер, но и мобильный телефон стал средством развития ребенка.

Ведь с помощью современного телефона можно и видео снимать, и хорошие фотографии делать, и играть в полезные, развивающие игры.

Ссылка на материал