Вся психология в одном университете

Антон КОНОВАЛОВ, Круглый стол «Восстановительная медиация: новый инструмент подросткового воспитания?» в информационном агентстве Росбалт 24 июня 2011 года.

СМИ о нас

Восстановительная медиация – необходимый инструмент уголовного права

Программы, помогающие правонарушителям и пострадавшим от преступлений поделиться переживаниями по поводу случившегося, разобраться в его причинах и достичь соглашения по возмещению ущерба, либо привести к примирению сторон действуют во многих странах мира более 25 лет. Называется подобная практика везде по-разному – либо восстановительное правосудие, либо восстановительная медиация. С 1998 года внедрением восстановительного подхода в российское уголовное право активно и целенаправленно занимается межрегиональный общественный Центр «Судебно-правовая реформа». Его эксперты сегодня приняли участие в круглом столе «Восстановительная медиация в России – новый инструмент подросткового воспитания?». 

По словам президента Центра Рустема Максудова, в основе восстановительного подхода в правосудии лежит положение о том, что преступление в первую очередь порождает обязательство правонарушителя загладить причиненный вред жертве. То есть, главным является не его обязанность отсидеть срок или понести другое наказание за содеянное, а возможность осознать последствия содеянного и самостоятельно прийти к желанию возместить ущерб. Центральный элемент восстановительной медиации – встреча сторон, организуемая специалистом, тем самым «медиатором». В идеале, такие встречи приводят к признанию участниками несправедливости происшедшего, осознанию правонарушителем своей вины, к достижению соглашения о способе заглаживания вреда. Эти встречи не заменяют собой последующие судебные разбирательства, но их результаты могут быть учтены судом при вынесении решения.

Сегодня уже в 12 городах России сформированы общественные группы, которые совместно с представителями государственных учреждений реализуют методики и технологии восстановительной медиации. Рустем Максудов отдельно отметил, что ни в коем случае не является сторонником принудительного создания подобных групп по инициативе местных чиновников. Это девальвирует саму идею восстановительных практик в правосудии, поскольку они должны исходить из недр гражданского общества, а не насаждаться государством.

Особое внимание на круглом столе было уделено применению восстановительных практик в подростковой среде. Руководитель направления «Школьные службы примирения» и научный сотрудник лаборатории ювенальных технологий Московского городского психолого-педагогического университета Антон Коновалов подчеркнул, что трудные подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих и в результате нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. Используемый нами восстановительный подход, — утверждает Коновалов, — позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем. Очень важно при этом привлекать в качестве медиаторов самих школьников. Естественно, при поддержке взрослого куратора. Во-первых, подростки лучше любого учителя знают ситуацию в школе, прекрасно ориентируются во внутришкольных взаимоотношениях, в курсе, кто свой, кто – чужой. Во-вторых, ровесникам больше доверяют и расскажут то, что ни при каких условиях не доверят взрослому. По словам Коновалова, вовлечение подростков в деятельность школьных служб примирения меняет их самих в лучшую сторону, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться. И потом, это ведь элемент истинного школьного самоуправления, когда часть полномочий взрослых по разрешению какого-либо конфликта передается детям. 

Информационное агентство Росбалт 

24 июня 2011 года

Слушать запись