Вся психология в одном университете

«Вечерняя Москва». «Игра в морзянку». О работе Детского телефона доверия МГППУ.

СМИ о нас

Игра в морзянку

Телефонная трель – девушка-психолог снимает трубку: – Твоей кошке уже 11 лет, и ты боишься, что она может умереть? Ее коллега тем временем забивает в компьютер информацию о предыдущем звонке: «Юноша, 14 лет, переживания из-за неразделенной любви…» Не успела она закончить, как телефон снова звонит. Страх темноты, нелады со сверстниками, развод родителей, домашнее насилие… Что делать, если добрый мир детства вдруг ополчился против маленького человека? Кого просить о помощи? В Центре экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета вот уже третий год, днем и ночью, работает Детский телефон доверия. [b]Проверка математикой[/b] – Как вычислить периметр прямоугольника, если его ширина – 6 см, а длина на 2 см больше? – ничего себе вопросик! Я уверена, что девушка тут же повесит трубку. Но, к своему удивлению, слышу: – Сейчас попробую, только возьму листочек. – Это был проверочный звонок, – через пару минут объясняет мне психолог, которая представилась Марией (сотрудники телефона доверия работают под псевдонимами и своих настоящих имен не называют). – Не всякий отважится сразу обратиться со своей настоящей проблемой. Мария, клинический психолог, работает на Детском телефоне доверия уже два года. – Самые страшные звонки – суицид, педофилия, сексуальное и физическое насилие, – рассказывает она. – Правда, таких случаев всего около 2% от общего числа звонков, что соответствует общемировой статистике телефонов доверия. Когда я только начинала практику, очень боялась услышать, что на другом конце провода кто-то хочет покончить с жизнью. Но такой звонок у меня случился только через полгода работы. Было это в ночную смену… И разговор получился очень непростой, пришлось «вытягивать» человека. В общем, нужно всегда быть наготове, ведь кризисный звонок может поджидать психолога в любую минуту. И главное тут – не растеряться. – Мне всегда казалось, что психолог должен быть эмоционально отстранен от абонента, – говорю я. Но Анна Ермолаева, заместитель руководителя Детского телефона доверия МГППУ развенчивает эти мои представления: – С детьми так нельзя. Если будешь холодной, неприступной – не добьешься никакого результата. Надо отдавать всю себя, показывать, что ты сопереживаешь, что ты вместе с ним участвуешь в ситуации. Но в то же время оставаться в так называемой безопасной зоне. Не будешь соблюдать это правило – перегоришь, как лампочка. [b] Все средства хороши[/b] А что же может сделать психолог, когда малышу на другом конце провода страшно? – Почитать сказку, порисовать вместе с ним, да хоть колыбельную спеть – все средства хороши. Работаем, пока мама не вернется или пока страх у ребенка не пройдет. Оказывается, есть несколько приемов работы со страхами. Один из них – визуализация. Детей просят представить то, что кажется им страшным, и потом уменьшить его до размеров точки. К счастью, малыши верят в чудеса. Стоит им только зажмуриться – и в руках у них – волшебная палочка. Взмахнул ею – и огромное чудище превратилось в крохотную точку. Еще можно попросить ребенка нарисовать свой страх, а потом порвать картинку на мелкие клочки. Но самым действенным способом борьбы с детскими страхами считается сказкотерапия. Опытный психолог сложит для ребенка нужную сказку, в которой в волшебной форме разрешится его, малыша, проблема. Герой и обстоятельства будут якобы случайно схожи. Если пятилетнего мальчика зовут Коля, то сказка будет про какого-нибудь 6-летнего Петю. Прямых советов специалисты Центра экстренной психологической помощи не дают, но в конце ребенок вдруг неожиданно скажет психологу: «Ой, а я знаю, как поступить!» [b]Час пик[/b] – Наш Детский телефон доверия появился в сентябре 2008 г. по инициативе правительства Москвы и при поддержке городского Департамента образования, – рассказывает Анна Ермолаева, заместитель руководителя Детского телефона доверия МГППУ. – Психологи и юрист центра консультируют не только детей, но и родителей и учителей по любым детским вопросам: развития, обучения, воспитания, помогают в трудных жизненных ситуациях. Звонить можно круглосуточно. Днем дежурят четверо психологов, ночью – двое. Самые горячие периоды – с 8.00 до 10.00 и с 17.00 до 20.00. В дневное время принимают в среднем 50–60 звонков, ночью – около 20. Пик детских звонков приходится на 14.00–15.00, когда школьники уже вернулись с уроков, а родителей еще нет дома и можно пооткровенничать. И уже вывелась примерная статистика. 30% звонков бывает от детей, 30% – от учителей, еще 30% – от родственников малышей. Оставшиеся 10% – это так называемые молчащие звонки или розыгрыши. Бывает, слышат психологи в трубке, как кто-то шепчет: «Вот я стою на крыше», – начинают с ним работать, волнуются, переживают, а через 5 минут он вдруг начинает смеяться – оказывается, шутка такая глупая. Розыгрыши, серьезные экстренные звонки, проблемы, которые затрагивают личные струнки, – все это выбивает психолога из колеи. Чтобы снова вернуться в нормальную профессиональную форму, специалисты проходят так называемые супервизии, то есть обращаются с тем, что их беспокоит, к старшему психологу. Или устраивают интервизии – обсуждают проблемные моменты между собой. [b]Палка о двух концах[/b] Консультанты Детского телефона доверия придерживаются принципа абсолютной анонимности звонящего. Но если ситуация критическая и нужно вызвать «скорую», полицию или другую службу, психологи, конечно, спросят телефон и адрес. А вот называть их или нет – право звонящего. Эта анонимность часто становится палкой о двух концах. С одной стороны, ребенок может не бояться, что о звонке узнают учителя, сверстники, родители. С другой – если ребенок вдруг бросит трубку, ему уже не смогут перезвонить, чтобы помочь. – У нас есть договоры с уполномоченным по правам ребенка по г. Москве, с наркодиспансерами, с КВД и другими службами, – объясняет Анна Ермолаева. – Но без согласия позвонившего мы никуда сообщить о его проблеме не можем. Поэтому и приходится работать психологу, как саперу, без права на ошибку, ведь второго шанса не представится. Есть в службе особые методы работы и с так называемыми молчащими звонками. «Тебя не слышно, говори погромче», – зондирует почву психолог. Потом скажет: «Я понимаю, бывает очень сложно начать рассказывать…» А если и это не поможет, предложит договориться об условном сигнале: «Я слышу, что ты на другом конце провода. Давай ты будешь отвечать на мои вопросы стуком. Если «да» – постучи один раз, если «нет» – два. Ты согласен?» В ответ: «Тук…» – «Ты мальчик?» – «Тук». – «Тебе больше 12 лет, но меньше 14?» – «Тук». – «У тебя проблемы с родителями?» – «Тук, тук». – «С учителями?» – «Тук, тук». – «С одноклассницами?» – «Тук». Так в игровой форме ребенок в разговор и втянется. Потом, будто невзначай, психолог скажет: «Ты знаешь, мне недостаточно информации, чтобы тебе помочь. Меня зовут Мария, а тебя?» Или предложит: «Давай ты перезвонишь, а я даже не буду знать, что это был ты». И прием срабатывает. Ведь каждому хочется быть услышанным. [b]Кстати[/b] [i]За 2,5 года существования Детского телефона доверия МГППУ консультанты приняли более 30 тыс. звонков. В результате опроса школьников столичных и подмосковных школ выяснилось, что 20% опрошенных знают, что существует телефон доверия и что там могут оказать помощь. Однако 39% школьников пока предпочитают справляться с личными проблемами самостоятельно.[/i]

Ссылка на материал