Вся психология в одном университете

«Липецкая газета». «Ученье впрок, или Стратегия успеха». О работе с одаренными детьми, которую ведут сотрудники МГППУ.

СМИ о нас

Ученье впрок, или Стратегия успеха

В связи с новыми образовательными инициативами Президента РФ, и в частности поддержкой талантливой молодёжи, во многих городах стали создаваться центры сопровождения одарённых детей. Таковым является и липецкая «Стратегия».

Учреждение занимается обучением и оказанием всемерного содействия учащимся пятых-одиннадцатых классов, демонстрирующим выдающиеся способности в школе. Если выражаться более конкретно – центр целенаправленно готовит ребят к победам в олимпиадах и конкурсах творческой направленности. Заметим, что аналогичных заведений очень мало. Есть центры в Санкт-Петербурге, в Чувашской Республике, которые охотно поделились своими наработками. Но самый главный союзник центра «Стратегия» – Московский городской психолого-педагогический университет. Его сотрудники одними из первых в стране планомерно начали заниматься вопросами одарённости и работы с одарёнными детьми.

Поводом разузнать поподробнее о набирающем добрую славу центре дополнительного образования стал их совместный с областной картинной галереей проект. Теперь лекции в рамках курса мировой художественной культуры будут читаться прямо в выставочных залах галереи. На вопросы «Итогов недели» отвечает Инесса Анатольевна Шуйкова, директор «Стратегии».

Особенности школы

– Кто приходит в «Стратегию»? 

– Отбор производится среди тех, кто уже продемонстрировал убедительные результаты на олимпиадах муниципального или регионального уровня, а также среди тех, кто лично изъявил желание попасть к нам. Желание ребёнка – это естественная мотивация, а она в психологии одарённости ценится не меньше, чем собственно знания. Нужна нам и рекомендация департамента образования. Дети, естественно, проходят письменное вступительное испытание по одному из профильных предметов. Перечень их определяется соответствующим набором предметов всероссийской олимпиады. По муниципальному заданию наших учредителей укомплектовать требовалось пятьдесят девять групп по десять человек каждая. То есть во второй половине дня два раза в неделю по системе дополнительных образовательных программ у нас в общей сложности проходит пятьсот девяносто школьников. Оговоримся, что никаких дополнительных вливаний со стороны родителей не требуется, всё оплачивается из городского бюджета. Ведь не у всех одарённых девочек и мальчиков есть состоятельные мамы и папы. А смысл нашей деятельности заключается именно в поддержке одарённости, но не в обеспечении услугами репетиторов всех, кто может себе это позволить.

– Кто составляет учебный план и формирует содержательную базу учебного процесса? 

– Прежде чем приступать к работе с детьми, коллектив «Стратегии» тщательнейшим образом проработал материалы всероссийских олимпиад прошлых лет, имеющиеся в публичном доступе. Потом всё это передали непосредственно в руки тех преподавателей, которые должны были вести занятия в группах. А уж они с ноября по декабрь комбинировали авторские курсы. Плюс дополнительная литература, плюс опыт и мастерство тех педагогов, которые оказали «Стратегии» честь, согласившись на сотрудничество. Очень хотелось бы в последующем издать на основе реализуемых у нас программ методические пособия для школьных учителей, дав им возможность самим проводить предолимпиадную подготовку на уроках.

– Полагаю, многих заинтересует ответ на вопрос: а чем по факту отличается ваша программа от частного репетиторства? 

– Отличается, прежде всего, идеей, но что-то общее всё равно есть. Начнём с того, что есть популярные направления, такие как химия и биология – для тех, кто собирается поступать в мединститут. В физико-математические группы стремятся будущие инженеры, экономисты и программисты. И так далее. Но детей, на самом деле, не так и много, чтобы заявлять о массовом репетиторстве. Подумайте сами, что такое десять человек со всего города из всей параллели седьмых классов на физику с математикой?! Далее. Мы не преследуем цели «натаскать» ребёнка на ЕГЭ. Для этого существуют специальные курсы. Повторюсь, мы ориентируемся на развитие способностей.

– И, тем не менее, группы маленькие, но общая численность – солидная. Где же проходят занятия?

– В нашем собственном здании, которое способно вместить часть обучающихся, и аудиториях ЛГПУ, предоставляемых в распоряжение центра после окончания университетских пар. Также занимаемся в муниципальных учреждениях: гимназиях № 12, № 19 и № 64. А сейчас дебютируем в роскошном помещении областной картинной галереи. Считаю, что лучшего места для проведения занятий по тематике культуры просто не придумать! А учитывая, что работать с детьми придёт один из лучших и авторитетнейших преподавателей ЛГПУ по культурологии, можно сказать, что это настоящий подарок всем нам!

Принцип полилога 

Речь, как можно догадаться, идёт об Андрее Рюриковиче Ломоносове, который подготовил для первого занятия лекцию «Язык архитектуры».

– Через архитектурные формы, пластику можно объяснить, рассказать о бесчисленных проявлениях искусства. Тема благодатная для того, чтобы настроить аудиторию на плодотворную работу, тем более что я с сожалением вынужден признать: современная школа – весьма негибкая система, где ребёнка загоняют в некие условные рамки. А личности одарённой, очевидно, строгие рамки становятся тесны. Юному дарованию необходимо создать такие условия, в которых он мог бы свободно высказаться, поспорить, предложить свои суждения. На моих занятиях, которые я не хотел бы называть лекциями, всегда остаётся пространство для живого разговора с аудиторией. Точнее, весь процесс строится на принципе полилога, когда ученики могут свободно задавать мне вопросы, и мы все вместе будем пытаться на них отвечать. Такой способ очень продуктивен, причём и для меня самого. Поскольку, привыкая видеть что-то с определённого угла, ты можешь упустить из виду незаметный, но не менее ценный ракурс. Как раз моя аудитория провоцирует меня на такие вещи.

Победитель

Ученик МОУ Гимназия № 64 Владимир Абинякин буквально пару недель назад вернулся с победой со Всероссийской олимпиады по МХК – предмету, которому он обучается у Андрея Рюриковича Ломоносова.

– Володя, расскажи, когда ты почувствовал в себе неумолимую тягу именно к мировой художественной культуре?

– Наверное, всё началось еще тогда, когда в третьем классе меня определили в группу французского языка. Изучение французского тесно соседствовало с просыпавшимся интересом к искусству и традициям этой удивительной страны. В 2010 году мне посчастливилось попасть на сбор одарённых детей «Новое время», где познакомился с Андреем Рюриковичем Ломоносовым. И вот тогда-то я… пророс! Тягой и непреодолимой любовью к мировой художественной культуре. Это именно то, что мне хотелось бы познавать и глубоко понимать. Я сам занимаюсь музыкой, но живопись, скульптура и архитектура интересуют ничуть не меньше. Так что лекция «Язык архитектуры» пригодится мне и для личностного обогащения, и для будущей учёбы в вузе! Причём мне как победителю всероссийской олимпиады предоставляется возможность выбирать любой университет и поступать вне конкурса без экзаменов.

Что и говорить, быть умным очень приятно и выгодно. Пожелаем Володе удачи! А другим ребятам из «Стратегии» – таких же значительных побед. Главное, чтобы учеба на пользу шла.

Ссылка на материал