Вся психология в одном университете

«Учительская газета». «Наставники тоже хотят быть первыми среди равных». Репортаж о финале Московского профессионального конкурса «Молодой преподаватель вуза-2011» и о его победителе - Сергее СОЛОВЬЕВЕ (МГППУ)

СМИ о нас

В МГПИ состоялся финал Московского городского профессионального конкурса «Молодой преподаватель вуза-2011», в котором приняла участие пятерка лучших преподавателей четырех вузов Департамента образования - МГПИ, МГПУ, МГППУ и МГАДА. Два года назад конкурс, который проводил МГПИ для своих педагогов, стал городским и вызывает большой интерес педагогического сообщества столицы, ведь от того, какой преподаватель в вузе готовит будущего учителя, психолога, менеджера, зависит будущее нашего города.

Финальную часть конкурса открыл первый заместитель руководителя Департамента образования, председатель жюри Михаил Тихонов, который пожелал конкурсантам творческих успехов и выразил надежду, что проведение этого конкурса будет способствовать упрочению достойной позиции московского высшего профессионального образования. Для того чтобы решение жюри было непредвзятым и честным, в его состав вошли ректор МГПИ Александр Кутузов, проректор по учебной работе МГПУ Сергей Атанасян, проректор по внеучебной и социальной работе МГППУ Андрей Милехин, первый проректор МГАДА Александр Пирогов, а также главный специалист Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Ольга Штанова.

Кто же участвовал в конкурсе?

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин Московского гуманитарного педагогического института Юлия Гришаева. Сфера научных интересов Юлии Михайловны весьма обширна - это экологическое воспитание и образование в школе, подготовка педагогических кадров в области экологии и естественно-научных дисциплин, здоровьесбережение, индивидуализация и дифференциация процесса обучения и их преемственность в истории образования. В проекте «Моя научная инициатива» Юлия Гришаева представила научное исследование «Формирование экологической компетентности студентов гуманитарного вуза», основная идея которого - экогуманитарная образовательная парадигма как методологическая основа формирования экологической культуры личности. Юлия Михайловна считает, что для педагога важны более всего взаимодействие, ответственность, развитие. В редкие минуты досуга она занимается аквариумистикой, цветоводством, рукоделием.

Еще один конкурсант - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и торгового дела Московской государственной академии делового администрирования Оксана Игрунова - весьма деятельный человек, увлекающийся декупажем, катанием на коньках, вязанием. Профессионально же Оксана Михайловна интересуется маркетингом и информационными технологиями в менеджменте. Поэтому в проекте «Моя научная инициатива» Оксана Игрунова представила свою научную и преподавательскую деятельность по дисциплинам «Маркетинговые исследования», «Бенч-маркинг», «Информационная безопасность и конкурентная разведка», «Информационные технологии в менеджменте». Ее профессиональное кредо совпадает с позицией Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». По мнению Оксаны Михайловны, главное для преподавателя - профессионализм, любовь к делу и ученику и стремление к развитию.

Круг профессиональных интересов кандидата философских наук, доцента кафедры теоретических основ социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергея Соловьева, конечно же, история, социология, социальная философия. В презентации «Моя научная инициатива» Сергей Михайлович представил свой проект www.shalamov.ru, посвященный созданию и редактированию интернет-портала, связанного с творчеством Варлама Шаламова. Проект создан, для того чтобы популяризировать творчество писателя, объединить исследовательское сообщество, а также аккумулировать материалы для изучения его творчества. Больше всего Сергею Соловьеву нравится высказывание Марка Блока: «Роль образования заключается в том, чтобы формировать элиту, невзирая на происхождение или финансовые возможности родителей». Самым важным в педагогической деятельности Сергей Соловьев считает самостоятельность мышления, свободу личности и патриотизм, а увлекается байдарочным туризмом и российской поэзией XX века.

Гуманитарные интересы у кандидата искусствоведения, доцента общеуниверситетской кафедры истории Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета Дарьи Шульгиной. Дарья Павловна профессионально изучает и преподает культурологию, мировую художественную культуру, отечественную историю, историю русской культуры, искусство стран Западной Европы. Для проекта «Моя научная инициатива» она выбрала свою работу «Историко-культурный образ регионов России», посвященную очень трудной теме - выявлению региональных особенностей развития культуры и искусства, повышению роли историко-культурной составляющей в системе образования и воспитания учащихся. Педагогическое кредо Дарьи Шульгиной: «Учить - значит учиться», а главные педагогические ценности - приобщение к мировой культуре и эстетическое воспитание, формирование объективных представлений о месте и образе России в мировом историческом и культурном пространстве и развитие творческой индивидуальности. Увлекается Дарья Павловна культурно-познавательным туризмом, историей мирового и отечественного спорта, вышиванием.

Роман Комаров, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, больше всего интересуется общей психологией и психологией творчества. Поэтому в проекте «Моя научная инициатива» Роман Владимирович креативно и увлекательно представил все направления своей научной деятельности, основной доминантой которой считает психологию творчества. В презентации были представлены его диссертационное исследование «Готовность к саморазвитию как психологическое условие развития креативности учащихся в системе дополнительного образования», книга «Сергей Есенин. В петле судьбы». Роман Владимирович как педагогическое кредо выбрал известное: «В деталях скрывается дьявол», а главным для педагога считает педагогический оптимизм, творческое воображение и золотое правило нравственности - поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам. Своими увлечениями он называет искусство, творческое развитие, ночную трассу и рок-н-ролл.

Но вся эта информация, все эти работы были, что называется, домашними заготовками. А на конкурсе пришлось выполнять задания жюри вживую. Первым конкурсным заданием была творческая презентация «Я и моя профессия»: за пять минут молодые педагоги должны были рассказать о своей профессии, своем педагогическом кредо, используя видеоаудиокомпьютерные, а также вербальные и невербальные средства сценической выразительности. При оценке презентации жюри учитывало четкость формулировки основных идей, умение излагать свои мысли; убедительность педагогической позиции; способность к самоанализу, рефлексии; творческий потенциал педагога; эстетическое оформление и уровень технической реализации. Выполняя второе - «Импровизационное» - задание, конкурсантам нужно было прочитать импровизированную мини-лекцию по проблемам науки, образования, культуры на тему, выбранную из пяти предложенных победителем первого городского конкурса «Молодой преподаватель вуза-2010» М.Недвецкой, и ответить без подготовки на два вопроса студентов, вытянув билет. Тут жюри оценивало и культуру общения, и взаимодействие с аудиторией, и эрудированность, и креативность, и чувство юмора, и педагогический оптимизм, и умение аргументировать свою точку зрения, и способность к импровизации.

Но, пожалуй, самым интересным было «Творческое домашнее задание». Тут финалисты получили возможность продемонстрировать свои творческие способности из любой области искусства, а жюри - оценить артистизм, эмоциональность, выразительность выступления; отражение в содержании выступления педагогических ценностей; оригинальность выступления, творческий потенциал, уровень исполнительского мастерства, уровень подготовленности выступления. Надо отдать должное всем конкурсантам - они достойно справились и с этим заданием.

Все финалисты награждены дипломами лауреатов и ценными подарками, члены профсоюза - еще и специальными призами Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки. И вот торжественный момент: председатель жюри Михаил Тихонов называет имя абсолютного победителя конкурса - им стал Сергей Соловьев (МГППУ).

"Учительская газета", 26 апреля 2011